|
История |
Рюрик, Олег и Игорь (часть 5)
Договор между русскими и греками
Олег, великий князь Руси, и все его светлые бояре направили к великим греческим царям — Льву, Александру и Константину, брату и сыну первого, — своих представителей: Карла, Ингелота, Фарлова, Веремида, Рулава, Гуды, Руальда, Карна, Флелава, Рюара, Актутруяна, Лидулфоста и Стемида.
Они прибыли, чтобы подтвердить и укрепить многолетнюю дружбу между христианами и Русью. По воле князей и всех бояр, находившихся под руководством Олега, они выразили свою любовь и преданность в письменной форме, используя оружие, как это было принято у них.
В договоре говорилось о том, что представители русского народа, хотят выразить искреннее стремление к миру с греками и от всего сердца желают им благополучия и процветания. "Мы не допустим, чтобы кто-либо из наших правителей причинил вам вред. Мы приложим все усилия, чтобы сохранить и укрепить нашу дружбу".
С другой стороны греки также должны были сохранять "свою любовь и уважение к нашим правителям и всем, кто находится под их властью. В случае возникновения конфликта или нарушения мира", обещалось незамедлительно предпринять соответствующие меры.
Вина доказывалась с помощью свидетелей. Если же свидетелей не было, то присягу должен был дать не истец, а ответчик, и каждый должен был поклясться в соответствии со своей верой. Можно предположить, что взаимные обиды и конфликты между греками и русскими в Константинополе побудили императоров и князя Олега включить статьи уголовных законов в мирный государственный договор.
Если русский бы причинил вред христианину или христианин — русскому, оба они должны были быть наказаны на месте преступления. Если же убийца успевал скрыться, то его имущество переходило к ближайшему родственнику погибшего. Однако супруга убийцы не лишалась своей доли в наследстве.
Если же преступник, не оставив имущества, скрывался, он считался виновным и должен был быть найден и наказан.
Человек, применивший оружие против другого, был обязан заплатить штраф в размере пяти литров серебра. Если у виновного не было такой суммы, он должен был отдать столько, сколько мог, а затем раздеться донага и поклясться, что ни его родственники, ни близкие друзья не будут вносить за него плату. Только после этого он освобождался от ответственности.
В случае, когда русский или христианин совершал кражу у другого человека, и вора ловили, он мог оказать сопротивление. Однако хозяин украденной вещи имел право убить вора, не неся за это ответственности, и забрать своё имущество обратно. При этом вор должен был быть связан, если он не оказывал сопротивления.
Если же русский или христианин входил в дом другого человека под видом обыска и брал чужое имущество, он должен был заплатить за это в тройном размере.
Если греческое судно прибывало к берегам страны, где живут россияне, то обязанность россиян — охранять его и его груз, а также сопровождать в Грецию.
Русские люди должны были защищать судно и его товары, проведя его через все опасности и доставив до безопасного места. Если из-за шторма или других трудностей судно не могло вернуться на родину, то русские должны были помочь гребцами и сопровождением его до ближайшей русской гавани. Товары и всё, что находилось на спасённом судне, можно было реализовать.
Если же русские послы или купцы отправлялись в Грецию, то греки с почётом доставляли туда судно и возвращали всё, что было выручено за товары. Если же кто-то из россиян совершал преступление на этом судне, например, убийство или кражу, то виновный должен был быть наказан в соответствии с законом.
В случае обнаружения среди купленных рабов в Греции россиян или греков в Руси, необходимо было освободить их и компенсировать их стоимость, равную той, что была уплачена купцам. Также следовало вернуть пленных на родину, а за каждого из них внести выкуп в размере 20 золотых.
Если русские воины добровольно хотели служить царю, то они могли остаться в Греции, если пожелают.
Если русский раб убегал, был украден или приобретён обманным путём, то его хозяин имел право искать и возвращать его в любом месте. Любой, кто препятствовал этому, считался виновным.
Если русский, служивший христианскому царю, умирал в Греции, не оставив распоряжений о своём наследстве, и рядом не было близких родственников, его имущество должно было быть отправлено на Русь, к его близким. В случае если было сделано завещание, имение передавалось наследнику, указанному в этом документе.
Если среди русских купцов или других людей, находящихся в Греции, обнаруживались виновные и их требовали вернуть на родину для наказания, то христианский царь был обязан отправить этих преступников в Россию, даже если они и не хотели туда возвращаться. Так же поступали и русские в отношении греков.
Чтобы обеспечить точное соблюдение этих условий между Русью и Византией, было решено записать их киноварью на двух хартиях. Греческий царь лично скрепил эти документы своей подписью, поклявшись святым крестом и Нераздельной Животворящей Троицей, и передал одну из них русским послам. В свою очередь, послы Руси вручили ему другую хартию и поклялись исполнять условия мира и дружбы между двумя народами. Это произошло во вторую неделю сентября, в 15-й год (то есть Индикта) от сотворения мира.
В то время как варяги уже полвека правили в Киеве, их потомки, родившиеся в славянской среде, вероятно, лучше владели славянским языком, чем скандинавским. Дети варягов, принявшие христианство во времена Аскольда и Дира, имели возможность изучить славянскую грамоту, созданную Кириллом в Моравии.
С другой стороны, в Византии было много славян, которые жили во Фракии, на Пелопоннесе и в других частях империи. Один из них даже стал патриархом и возглавлял церковь в VIII веке. Когда император Александр заключал мир с Олегом, его главными советниками были два славянина — Гаврилопул и Василич. Последнего император даже собирался сделать своим наследником.
Условия мирного договора должны были быть понятны как грекам, так и варягам. Греки не владели скандинавским языком, но славянский был понятен обеим сторонам.
Этот договор открывает перед нами мир, в котором русские люди уже не кажутся дикими варварами, а предстают как люди, ценящие честь и соблюдающие народные традиции. У них есть свои законы, которые обеспечивают личную безопасность, защищают собственность, признают право наследования и силу завещаний. Кроме того, они ведут как внутреннюю, так и внешнюю торговлю. Русские купцы торговали невольниками — пленными, захваченными на войне, рабами, купленными у соседних народов, или своими собственными преступниками, законно лишёнными свободы. Это также подтверждается свидетельствами Константина Багрянородного. Следует отметить, что среди четырнадцати вельмож, которых великий князь использовал для заключения мирных соглашений с греками, нет ни одного славянского имени. Похоже, что только варяги окружали наших первых правителей и пользовались их доверием, участвуя в государственных делах.
Император щедро одарил послов золотом, драгоценными одеждами и тканями. Он велел показать им красоту и богатство храмов, которые могли бы ярче всего представить невежественным людям величие христианского Бога. С честью проводив послов в Киев, императорский двор отпустил их с отчётом к князю об успехе их миссии.
Князь Олег, уже в преклонных годах, наслаждался покоем и всеобщим миром. Никто из его соседей не смел нарушить его безмятежность. Он завершил свой путь на земле, и его смерть показалась потомкам удивительной.
Летописец рассказывает, что князю Олегу предсказали, что его смерть будет связана с его любимым конём. С тех пор князь избегал ездить на нём. Прошло четыре года. Осенью пятого года Олег вспомнил о предсказании и, услышав, что его конь давно умер, рассмеялся над волхвами. Он захотел увидеть его кости и, став ногой на череп, произнёс: «Его ли мне бояться?» Но в черепе оказалась змея, которая ужалила князя, и он скончался.
Уважение к памяти великих людей и стремление узнать о них как можно больше приводит к тому, что до наших дней доходят легенды и мифы, связанные с ними. Мы можем верить или не верить в то, что Олег действительно был укушен змеёй на могиле своего коня, но это пророчество волхвов или кудесников, безусловно, заслуживает внимания своей древностью.
Однако гораздо более важным и достоверным является сообщение летописца о том, что народ оплакивал кончину Олега, проливая слёзы. Что может быть более сильным и ярким выражением уважения к умершему правителю? Олег не только внушал страх своим врагам, но и был любим своими подданными. Воины могли оплакивать его как смелого и искусного вождя, а народ — как защитника. Этот князь стал истинным основателем величия будущей России, присоединив к своей державе лучшие и богатейшие земли.
Рюрик правил обширными территориями от Эстонии, Славянских Ключей и Волхова до Белоозера, устья Оки и города Ростова. А Олег превзошёл его, завоевав земли от Смоленска до реки Сулы, Днестра и, по некоторым данным, даже до Карпатских гор. Мудрость правителя делает государства образованными и процветающими, но только сильная рука героя способна основать великие империи и стать их надёжной опорой в трудные времена.
Древняя Русь славилась множеством героев, но ни один из них не мог сравниться с Олегом в завоеваниях, которые утвердили её могущество. Считается ли история, что Олег был незаконным правителем после того, как возмужал наследник Рюрика? Разве великие дела и польза для государства не оправдывают его стремление к власти? И могли ли ему казаться священными наследственные права, которые ещё не были утверждены в России обычаем?
Однако, несмотря на его достижения, кровь Аскольда и Дира остаётся пятном на его славе.
Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости, если учесть, что он юношей пришёл в Новгород вместе с Рюриком. Его тело было погребено на горе Щековице, и жители Киева, современники Нестора, называли это место Олеговой могилой.
Продолжение следует: https://bytopic.ru/post/7077
Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/7026
Буду рада вашим комментариям, лайкам.
Всем Добра!
15 Дек 2024 23:24 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также
Перейти в тему: