Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers33
История
О древних славянах (часть 8)

Языческие славяне, любящие народные праздники, отмечали в году множество событий. Одним из главных был праздник, который проводился в Арконе после сбора урожая.

Накануне праздника первосвященник должен был вымести святилище, доступ в которое был запрещён для всех, кроме него. В день торжества он брал в руки рог Свентовита и, посмотрев, наполнен ли он вином, пытался предсказать будущий урожай. Затем он выпивал вино, снова наполнял сосуд и возвращал его Свентовиту.

В честь бога в жертву приносили медовый пирог, длина которого была равна человеческому росту. Первосвященник спрашивал у народа, видят ли они этот пирог, и желал, чтобы в следующем году он был съеден идолом, что символизировало бы счастье для острова. В конце он объявлял всем благословение Свентовита и обещал воинам победу и добычу.

Некоторые славянские народы в честь сбора урожая приносили в дар богам петуха и, чтобы защитить скот от болезней, обливали его пивом, освящённым на жертвеннике.

В Богемии майский праздник у источников был особенно любим. В Вагрии же дни народного суда, когда старейшины, окружённые священными дубами, решали судьбы граждан, также были временем всеобщего веселья.

У российских славян тоже были свои языческие праздники, а их потомки много веков с радостью встречали приход весны, прославляя любовь и бога Лада в своих сельских хороводах. Они плели венки в рощах, зажигали огни Купалы ночью и воспевали Коляду зимой. Кое-где эти обычаи до сих пор не забыты.

В славянских землях, особенно в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии и Польше, до сих пор можно увидеть отголоски древнего праздника, посвященного душам усопших. 1 марта на рассвете люди с факелами отправлялись на кладбища, чтобы почтить память ушедших предков.

В этот день немецкие славяне провожали лето, сжигая соломенное чучело, олицетворяющее смерть, или бросая его в реку, с песнями приветствуя приход тепла. В Богемии же на перепутьях строили театры, чтобы успокоить души и почтить память усопших, представляя их в образах, которые вызывали страх и уважение.

Эти обычаи могут говорить о том, что славяне верили в бессмертие души. Однако Дитмар, историк XI века, утверждает обратное, говоря, что они воспринимали смерть как окончательный конец существования. Погребение мёртвых было священным ритуалом для языческих славян.


Немецкие историки, опираясь на древние обычаи и предания, а не на современные источники, описывают процесс захоронения человека следующим образом:

  • старейшина деревни объявлял жителям о смерти одного из них, используя чёрный жезл, который он носил от дома к дому. Все жители провожали тело с ужасным воем, а некоторые женщины в белых одеждах лили слёзы в небольшие сосуды, известные как «плачевные»;
  • на кладбище разводили огонь и сжигали умершего вместе с его женой, конём и оружием. Пепел собирали в урны — глиняные, медные или стеклянные — и зарывали вместе с «плачевными» сосудами. Иногда на могиле сооружали памятники: обкладывали её дикими камнями или ограждали столпами;
  • печальные обряды завершались весёлым торжеством, которое называлось «Стравою».

Однако ещё в VI веке это пиршество в честь мёртвых стало причиной великого бедствия для славян: греки воспользовались моментом и наголову разбили их войско.

Российские славяне, такие как кривичи, северяне, вятичи и радимичи, имели обычай устраивать тризну над умершими. В ходе этого обряда они демонстрировали свою силу в различных воинских играх, а затем сжигали тело на большом костре. Пепел собирали в урну и устанавливали её на столпе в окрестностях дорог. Этот обряд сохранился у вятичей и кривичей вплоть до времён Нестора, ярко отражая воинственный дух народа.

Славяне воспринимали смерть как нечто, что следует уважать, и верили, что это поможет им не бояться её в сражениях. Чтобы напомнить себе о бренности человеческой жизни, они украшали дороги печальными урнами.

Однако славяне, жившие в Киеве и на Волыни, издавна хоронили своих умерших. Некоторые из них имели обычай закапывать в землю сплетённые из ремней лестницы вместе с трупом. Близкие умершего могли наносить себе раны и закалывать на могиле любимого коня.

Каждый народ чтит веру своих предков, и даже самые суровые и жестокие обычаи, которые были частью этой веры и передавались из поколения в поколение, кажутся им священными. Языческие славяне на протяжении многих веков пребывали в состоянии идолопоклонства, упорно отвергая благодать Христову. В 613 году святой Колумбан, уже обративший многих немецких язычников в истинную веру, попытался проповедовать её и на славянских землях. Однако, поражённый их дикостью, он вернулся без успеха, решив, что время спасения для этого народа ещё не пришло.


Славяне осознавали, что христианство не соответствует их верованиям и широко распространяется по Европе в Средние века, и это вызывало у них ненависть. Они с радостью принимали в свои ряды всех иноплеменных и открывали свои балтийские гавани для всех мореплавателей, но исключали христиан. Их корабли становились добычей, а священников приносили в жертву идолам.

Немецкие завоеватели, подчинив себе вендов, долгое время мирились с их суевериями. Однако, не выдержав упорства этих язычников в идолопоклонстве и древних обычаях вольности, они разрушили их храмы, сожгли священные рощи и истребили жрецов. Это произошло уже после того, как Владимир принёс христианское учение в Россию.

Язык и письменность славян

Изучив исторические источники о древних славянах, можно составить представление о языке древних славян. Греки в VI веке считали его довольно грубым. Он отражал первые мысли и потребности необразованных людей, живших в суровом климате, и мог показаться диким по сравнению с греческим языком, который смягчился за долгие годы жизни в цивилизованном обществе, среди роскоши и людей, ценивших изящные искусства.

Поскольку пока не удалось найти древние памятники славянского языка, то можно судить о нём только по более поздним источникам. Наиболее древними из них являются наши Библии и другие церковные книги, переведённые в IX веке святыми Кириллом и Мефодием и их учениками.

После принятия христианства славяне начали перенимать новые идеи и слова, и в Средние века их язык значительно отличался от древнего, как и наш от него. Рассеянные по Европе, окружённые другими народами и часто подвергаясь их влиянию, славянские племена утратили единство своего языка. Со временем появились различные диалекты, среди которых можно выделить пять основных:

  • Русское наречие — наиболее образованное и наименее смешенное с иностранными словами. Победы, завоевания и величие российского государства возвысили дух русского народа, что благотворно отразилось и на его языке. Под влиянием талантливых писателей он может сравниться по силе, красоте и приятности с лучшими языками древности и современности. Будущая судьба языка во многом зависит от будущего государства.

  • Польское наречие — это смесь славянских слов с латинскими и немецкими вкраплениями. На нём говорили не только в Польше, но и в некоторых частях Пруссии, среди дворян в Литве и среди простого народа в Силезии, по эту сторону Одера.

  • Чешское наречие - широко распространено в Богемии, Моравии и Венгрии. По мнению Иорданова, оно ближе всего к древнему переводу Библии, в то время как другие чешские учёные рассматривают его как нечто среднее между хорватским и польским языками. Венгерское наречие, известное как «словакское», отличается от чешского главным образом произношением. Тем не менее, авторы Многоязычного Словаря признают его самобытным. В Венгрии также используются и другие славянские диалекты.

  • Иллирийские наречия, такие как болгарское, боснийское, сербское, славонское и далматское, считаются самыми грубыми из всех славянских языков, но при этом наиболее приятными для слуха.

  • Хорватское наречие имеет общие черты с виндским языком, который распространён в районах Стирии, Каринтии и Крайны. Также можно отметить сходство с лаузидским, котбузским, кашубским и люховским языками. В некоторых регионах, таких как Мейсен, Бранденбург, Померания, Мекленбург и почти во всём Люнебурге, где когда-то славянский язык был разговорным, он уже утратил свою популярность, уступив место немецкому.

Продолжение здесь:
https://bytopic.ru/post/6453

Предыдущая часть:
https://bytopic.ru/post/6419

Буду рада вашим комментариям, лайкам и подпискам!

Всем Добра!
11 Ноя 2024 09:46
1.1K
3
Комментарии (0)
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram