|
История |
О древних славянах (часть 6)
Писатели, которые лично видели языческих вендов, оставили нам информацию о некоторых других идолах. В Юлине, или Виннете, главный идол носил имя Триглав. Его кумир был деревянным и очень большим, а другой — маленьким, отлитым из золота, с тремя головами, покрытыми одной шапкой. К сожалению, нам неизвестно больше о данном идоле.
Второй, Припекала, вероятно, символизировал чувственность, поскольку христианские писатели сравнивали его с Приапом.
И наконец, Геровит или Яровид — бог войны, чей храм находился в Гавельберге и Волгасте. На стене храма висел золотой щит, который, по преданию, был подарен самому Геровиту.
Жители Вагрии (древнее название восточной части Голштинского герцогства, между Балтийским морем и рекой Траве, местность (регион) на востоке германской земли Шлезвиг-Гольштейн, где проживали полабские славяне) особо почитали Прова — бога правосудия, и Подагу — бога звероловства. Храм первого был расположен в самом древнем дубе, окружённом деревянной оградой с двумя вратами. В этой заповедной дубраве жил Великий жрец, где проводились торжественные жертвоприношения, народ судился, а люди, которым угрожала смертельная опасность, могли найти безопасное убежище. Пров изображался в виде старца в одежде с множеством складок, с цепями на груди и с ножом в руке.
Второй бог считается покровителем охоты, поскольку на одежде и жертвенной чаше его кумира, изображённого с двумя лицами и найденного среди Ретрских древностей, можно увидеть стрелка, оленя и кабана. В руках у него также какой-то зверь.
Некоторые предполагают, что это бог ясных дней, известный у сербов как Погодо. Его лицо, обращённое назад, окружено лучами, а на истукане вырезаны слова, которые можно перевести как «ясно» и «вёдро».
Венды из Мерзебурга почитали идола Гениля, который считался покровителем их собственности. В определённые периоды года пастухи приносили в дома символ этого бога — кулак с перстнем, закреплённый на шесте.
Мы не располагаем информацией о верованиях иллирийских славян. Однако, учитывая, что морлахи до сих пор на свадебных пирах славят Давора, Дамора, Добрую Фрихию, Яра и Пика, можно предположить, что это были имена их языческих богов.
Утверждения польских историков о том, как проходило древнее богослужение в их стране, основаны только на преданиях и предположениях. В Гнезно, как они утверждают, находился знаменитый храм Нии, славянского бога подземного царства, которому поклонялись, чтобы обрести мир и спокойствие после смерти. Они также почитали Марзану или Цереру, принося ей в жертву десятую часть всех земных плодов. Ясса или Ясна — римский Юпитер; Ладон или Ляда — Марс; Дзидзилия — богиня любви и деторождения; Зивония или Зиванна — Диана; Зивога — бог жизни; Лель и Полель — греческие близнецы Кастор и Поллукс. В честь Погоды и Похвиста, бога ясных дней и сильного ветра, устраивались праздники. Как пишет Стриковский, «слыша вой бури, эти язычники с благоговением преклоняли колени».
В России до принятия христианства первое место среди идолов занимал Перун — бог молнии. Славяне уже в VI веке поклонялись ему, видя в нём верховного повелителя мира. Его идол стоял в Киеве на холме, за пределами двора Владимира, а в Новгороде — над рекой Волхов. Идол был деревянным, с серебряной головой и золотыми усами.
Славянский идол Перун.
https://i.pinimg.com/736x/59/59/08/5959088ef1f0dfc10b5e961fe2f5e0ba--idol-carving.jpg
Летописец также упоминает идолов Хорса, Дажебога, Стрибога, Самаргла и Мокоша, не раскрывая их языческих свойств и действий. В договоре Олега с греками также упоминается о Волосе, которым славяне клялись в верности наряду с Перуном, выражая особое уважение к этому божеству, поскольку оно считалось покровителем скота — главного богатства славян. Эти данные из летописей Нестора можно дополнить более свежими сведениями, опубликованными в Киевском Синопсисе. Хотя они частично основаны на ненадёжных польских источниках, они согласуются с древними обычаями русского народа и представляются правдоподобными, по крайней мере, заслуживающими внимания.
В Древней Руси существовал культ бога, которого называли Ладо. Этот бог олицетворял радость, любовь, гармонию и процветание. Ему приносили жертвы молодожёны, а его имя воспевали в свадебных песнях, которые до сих пор можно услышать в старинных напевах.
Стриковский называет этого бога латышским. В Литве и Самогитии народ отмечал его праздник с 25 мая по 25 июня. Мужчины проводили это время в гостиницах, а жёны и дочери — на улицах и лугах. Они брали друг друга за руки, танцевали и пели: «Ладо, Ладо, дидис Ладо», что означало «великий Ладо».
В наших деревнях долгое время существовала традиция, когда весной молодые женщины собирались в хороводы и пели песни, посвященные Ладе. Как уже упоминалось ранее, славяне были склонны к тому, чтобы увеличивать количество своих идолов и признавать чужеземных богов.
Согласно свидетельству Адама Бременского, русские язычники посещали Курляндию и Самогитию для поклонения кумирам. Это наводит на мысль о том, что у них могли быть общие боги с латышами. Вероятно, некоторые славянские племена на территории России, такие как кривичи, почитали латышского первосвященника Криве как главу своей веры. Однако Лада могла быть и древним славянским божеством. В некоторых суеверных обрядах, которые до сих пор проводятся в Молдавии и Валахии, это имя упоминается.
Перед началом сбора урожая, 23 июня, в день святой Агриппины, которую в народе называют Купальницей, люди приносили жертвы Купале — богу земных плодов. Молодые люди надевали венки, разжигали в вечернее время огонь, танцевали вокруг него и пели песни, посвященные Купале. В некоторых регионах России до сих пор помнят о языческих обрядах. Например, в деревнях по ночам жители устраивают игры и пляски вокруг огня, которые, как они считают, посвящены языческому божеству. В Архангельской области 23 июня многие славяне топили бани, настилали в них траву купальницу (Ranunculus acris) и купались в реке. В Сербии накануне или в день Рождества Иоанна Предтечи было принято плести венки из цветов и вешать их на крыши домов и хлева. Считается, что такие венки отгоняют злых духов от жилища.
24 декабря язычники славяне чествовали Коляду — бога радости и мира. Даже сегодня, в канун Рождества Христова, дети собираются колядовать под окнами жителей сёл. Они исполняют песни, прославляя хозяина дома, повторяют имя Коляды и просят денег. Эти обрядовые игрища и гадания, кажется, являются отголосками древнего языческого праздника.
В поверьях русского народа можно обнаружить отголоски древнего славянского почитания богов. До сих пор люди рассказывают о леших, которые внешне похожи на сатиров. Они обитают в лесной чаще, сливаясь с деревьями и травой. Эти существа пугают путников, кружат их и сбивают с пути. В народных преданиях встречаются упоминания о русалках, или нимфах, обитающих в лесах. Их длинные волосы развеваются на ветру, особенно в период празднования Троицы. Также существуют рассказы о домовых, которые могут быть как дружелюбными, так и враждебными. А ещё есть рассказы про ночных кикимор.
Люди, не имеющие глубоких знаний, часто ошибаются, принимая за истину ложные представления. Они создают себе идолов, чтобы объяснить явления природы и найти утешение в неизвестности. Они надеются на помощь свыше, чтобы успокоить своё сердце.
Чтобы показать силу и опасность божеств, славяне изображали их в виде великанов с устрашающими чертами лица и множеством голов. Греки стремились выразить любовь к своим идолам, изображая их как образцы человеческой красоты и гармонии. В то же время славяне испытывали лишь страх перед ними. Если первые ценили красоту и гармонию, то вторые — лишь силу. И даже этого им было недостаточно — они окружали своих идолов ужасными изображениями ядовитых животных: змей, жаб, ящериц и так далее.
Помимо идолов, немецкие славяне, подобно своим дунайским собратьям, поклонялись рекам, озёрам, источникам и лесам. Они приносили жертвы невидимым духам этих мест, которые, как верили суеверные люди, иногда разговаривали и в важных случаях являлись людям. Например, когда славянский народ сталкивался с серьёзными опасностями, дух Ретрского озера, по их рассказам, принимал образ кабана, выплывал на берег, издавал устрашающий рёв и снова исчезал в волнах. Мы знаем, что и российские славяне наделяли озёра и реки некой божественностью и святостью.
В случае глазных заболеваний они умывались водой из источников, которые считались целебными, и бросали в них серебряные монеты. Возможно, именно от этого языческого суеверия происходит народное поверье о том, что людей, проспавших заутреню в день Пасхи, нужно искупать или обливать водой, чтобы смыть с них грех.
У многих славянских народов были священные рощи, где не звучал звук секиры и даже самые ярые враги не решались вступать в битву. Лес возле города Ретры был священным местом. Жители Штетина почитали ореховое дерево, при котором находился специальный жрец, и дуб. А жители Юлина поклонялись богу, обитавшему в обсечённом дереве, и весной проводили вокруг него торжественные обряды, включая танцы.
В России славяне также совершали обряды поклонения деревьям, особенно тем, у которых было дупло. Они украшали ветви деревьев, обвязывая их тканью или платками.
В своём сочинении Константин Багрянородный упоминает, что во время путешествия в Константинополь на острове Святого Григория они совершали ритуал жертвоприношения у большого дуба. Они окружали дерево стрелами и решали, что делать с птицами, предназначенными для жертвы: заколоть их или отпустить на волю. Празднование Семика и традиция плести венки в рощах — это также пережитки древнего суеверия, которое сохранялось в Богемии и после распространения христианства.
В 1093 году герцог Брячислав принял решение сжечь все священные рощи, которые его народ считал священными.
Продолжение: https://bytopic.ru/post/6419
Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6398
Есть желание - отправь донат автору на развитие канала!
Всем Добра!
09 Ноя 2024 09:24 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же