Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers33
История
О древних славянах (часть 5)

В разные времена и на разных территориях славяне имели дело с гражданской властью. Нестор, описывая русских славян, подчёркивает, что они, подобно другим народам, не знали единоначалия. Славяне жили по законам своих предков, соблюдая древние обычаи и предания, о которых ещё в VI веке упоминал греческий историк. Эти законы имели для них такую же силу, как и писаные. Ведь гражданские общества не могут существовать без уставов и договоров, основанных на принципах справедливости.

Однако, чтобы поддерживать порядок и наказывать преступников, даже самым примитивным народам нужны блюстители закона и власть. Поэтому они избирают посредников между людьми и законом.

Хотя наш летописец и не упоминает об этом, у восточных славян, безусловно, были свои правители, права которых были ограничены народной пользой и древними традициями свободы.

В договоре Олега с греками, заключённом в 911 году, уже упоминаются великие бояре — русские воины. Это звание, ставшее символом воинской доблести, было введено в России не варягами, а имеет исконно славянские корни. Само слово «князь», которым наши предки нарекли Рюрика, не могло быть для них новым. Без сомнения, оно и раньше использовалось для обозначения высокого гражданского или военного статуса.

О вере славян

Общежитие способствует развитию разума, который в условиях уединения и дикости может быть медленным и неразвитым. Оно не только порождает законы и правление, но и веру — естественный элемент человеческой природы, необходимый для существования гражданских обществ.

В истории и современном мире не существует народов, которые бы полностью отрицали существование Бога. Осознавая свою зависимость и уязвимость, люди и целые народы черпают силы в мысли о высшей силе, способной защитить их от ударов судьбы, которые невозможно предсказать с помощью человеческой мудрости. Эта сила хранит добрых и карает тайные злодеяния. Вера также укрепляет связи между людьми. Признавая единого Бога и следуя общему пути служения Ему, люди сближаются духовно и сердцем. Выгоды от такой связи настолько очевидны и значительны для гражданского общества, что это не могло не привлечь внимание самых первых его основателей, или отцов семейств.

В VI веке славяне поклонялись Творцу молнии — Богу Вселенной. Величественное зрелище грозы, когда небо словно пылает и кажется, что невидимая рука бросает с его свода быстрые огни на землю, должно было сильно поразить разум человека. Это представление о Высшем Существе должно было вселить в сердце благоговение или священный ужас — главное чувство языческих религий.

Бог грома и молний славянской мифологии

Как отмечает Прокопий, анты и славяне не верили в судьбу, но считали, что все события зависят от Мироправителя. В опасности, на поле битвы или во время болезни они старались умилостивить его, давая обеты и принося в жертву волов и других животных, надеясь на спасение. Они также поклонялись рекам, нимфам и демонам и гадали о будущем.

В более поздние времена славяне поклонялись различным идолам, веря, что множество богов обеспечивают безопасность для простых смертных. Они считали, что человеческая мудрость заключается в знании имён и свойств этих «мнимых покровителей». Истуканы воспринимались не как изображения, а как тела богов, которые их оживляли. Люди преклонялись перед этими предметами, которые могли быть как из дерева, так и из металла, в надежде на спасение и благополучие.

Идолы, истуканы славян. Фото: https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/07/0_7be6e_59d4110e_XL.jpg

Тем не менее славяне, несмотря на своё безрассудное суеверие, имели представление о едином и высшем Боге. Они считали, что для этого Бога служат достойным храмом бескрайние небеса, украшенные сияющими светилами. Этот Бог, по их мнению, заботится только о небесах, а земными делами управляют другие, более мелкие боги — его дети. Кажется, они называли его преимущественно Белым Богом. Они не строили храмов в его честь, полагая, что смертные не могут общаться с ним напрямую, и обращаясь в своих нуждах к второстепенным богам, которые помогают тем, кто проявляет доброту в мире, мужество на войне, с радостью открывает двери своей хижины для странников и с готовностью делится пищей с голодными.

Не в силах примирить несчастья, болезни и другие жизненные трудности с благостью высших сил, балтийские славяне считали, что зло существует в виде отдельного существа, которое всегда выступает врагом людей. Они называли его Чернобогом и старались задобрить при помощи жертв. На народных собраниях славяне пили из чаши, посвящённой Чернобогу и добрым богам. Он изображался в виде льва, и некоторые считают, что славяне могли заимствовать идею о Чернобоге у христиан, которые тоже сравнивали дьявола со львом. Однако более вероятно, что к такому образу злобного существа их подтолкнула ненависть к саксонцам — самым опасным врагам северных вендов, которые на своих знаменах изображали льва.

Славяне верили, что мир полон страшных существ, которые нагоняют ужас на людей. Они считали, что гнев этих существ могут усмирить волхвы или кудесники. Хотя эти люди были нелюбимы народом, их уважали за их «мнимую науку». Нестор в своей летописи также упоминает о волхвах. Словно сибирские шаманы, они использовали музыку, чтобы влиять на воображение людей. Эти мастера играли на гуслях, и в некоторых славянских землях их называли гуслярами.

Среди добрых богов особенно прославился Свентовит. Его храм находился в городе Арконе на острове Рюген. Не только другие венды, но и датские короли, несмотря на то, что уже приняли христианство, приносили дары этому богу. Свентовит предсказывал будущее и помогал в сражениях. Его идол был больше человеческого роста и украшен короткой одеждой, сделанной из разных пород дерева. Он имел четыре головы и две груди, а его искусно расчёсанная борода и остриженные волосы придавали ему величественный вид. Ногами идол стоял на земле, в одной руке он держал рог с вином, а в другой — лук. Рядом с ним висели узда, седло и меч с серебряными ножнами и рукояткой.

Гельмольд сообщает, что жители острова Рюген поклонялись этому идолу, видя в нём христианского святого по имени Вит. Они слышали о великих чудесах, связанных с этим святым, от монахов из Корбей, которые когда-то пытались обратить их в истинную веру. Интересно, что славяне, живущие на территории, которая раньше называлась Иллирией, не забывают отмечают день святого Вита, совершая различные языческие обряды.

Однако, по мнению Гельмольда, а также Саксона Грамматика, это может быть лишь предположением, основанным на сходстве имён. Мавро-Урбин также сообщает, что один из христианских князей в Богемии выписал мощи святого Вита, стремясь пробудить у своего народа, который продолжал поклоняться Свентовиту, больше веры и усердия. Приверженность к этому идолослужению не только балтийских, но и других славян, по-видимому, свидетельствует о его древности.

На острове Рюген люди поклонялись трём идолам.

Первый из них — Рюгевит, или Ругевич, бог войны. Его изображали с семью лицами и семью мечами в ножнах на бедре, а восьмой — обнажённым в руке. Дубовый идол бога был покрыт помётом ласточек, которые вили на нём гнёзда.

Второй бог, имя которого неизвестно, изображался с пятью головами, но без какого-либо оружия.

Третий бог, Поренут, изображался с четырьмя лицами и пятым на груди. Правой рукой он держал его за бороду, а левой — за лоб. Полагали, что этот бог был покровителем четырёх времён года.

Главный идол в городе Ретре носил имя Радегаст, и, по мнению некоторых, был олицетворением бога гостеприимства, поскольку славяне всегда были рады гостям. Однако такое толкование кажется не совсем верным. Его изображали скорее грозным, чем дружелюбным. У него была львиная голова, на которой сидел гусь, а на груди — голова буйвола. Он мог быть одетым или обнажённым и держал в руке большую секиру. Надписи на Ретрском истукане свидетельствуют о том, что, хотя этот бог и был добрым, в некоторых случаях он мог причинять вред человеку.

Адам Бременский пишет о золотом идоле и пурпурном ложе Радегаста. Однако мы можем сомневаться в достоверности этого рассказа, так как в другом своём рассказе этот историк утверждал, что весь храм в Упсале был сделан из золота.

Сива, или, возможно, Жива, почиталась как богиня жизни и добрая советчица. Её главный храм находился в Рацебурге (191). Она изображалась одетой, с обнажённым мальчиком на голове и виноградной кистью в руке. Славяне Хорватии и Черногории (Далмации), почитали Фрихию — добрую богиню, которой поклонялись германские народы. Однако в древних исландских источниках Фрихия, или прекрасная Фрея, упоминается как Ванадис, или Венедская. Вероятно, готы переняли у славян представление о богине Сиве, которая также носила это имя.

Среди истуканов, найденных в Ретре, были не только древние славянские, но и германские, прусские, то есть латышские, и даже греческие идолы. Балтийские славяне почитали Водана, известного также как скандинавский Один. Они узнали о нём от германских племён, с которыми издавна соседствовали в Дакии.

Надписи, обнаруженные на истуканах Перкуна, бога молнии, и Парстуков или Берстуков, подтверждают, что это были латышские божества. Однако славяне почитали их в Ретрском храме, как и греческие статуи Любви, брачного Гения и Осени, которые, по всей видимости, были украдены или куплены ими в Греции.

Помимо этих богов, в храме находились и другие, чужеземные: Числобога, Ипабога, Зибога, или Зембога, и Немизы.Первый изображался в виде женщины с луной и, по всей видимости, символизировал месяц, на котором основывалось летоисчисление. Имя второго божества неизвестно, однако он, судя по изображению на его одежде, должен был быть покровителем охоты на диких животных. В Богемии почитали Третьего как могущественного духа земли. Немиза был богом ветра и воздуха. Его изображение представляет собой голову, увенчанную лучами и крылом, а на теле можно увидеть летящую птицу.

Продолжение: https://bytopic.ru/post/6412

Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6379

Всем Добра!
08 Ноя 2024 09:22
1.3K
2
Комментарии (0)
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram