Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers33
История
О древних славянах (часть 4)

Этот народ, как и многие другие, в начале своего гражданского пути не осознавал преимуществ справедливого правления. Они не признавали ни властителей, ни рабов на своей земле и считали, что неограниченная свобода — это главное благо для человека.

В одной отдельно взятой семье каждый её член имел свои права и обязанности: отец — над детьми, муж — над женой, а брат — над сёстрами. Чтобы чувствовать себя в безопасности, каждый строил свою хижину вдали от остальных. Лес, ручей и поле были их территорией, куда боялись заходить слабые и невооружённые.

Каждое семейство представляло собой маленькую независимую республику. Однако общие древние обычаи были основой для поддержания некоторых гражданских связей между ними. В важных случаях соплеменники собирались вместе, чтобы обсудить вопросы, касающиеся благополучия народа. Они уважали мнение старейшин, которые были «живыми книгами опыта и благоразумия для диких народов».

Во время военных походов они избирали вождей, но, ценя свою свободу и опасаясь любого принуждения, они существенно ограничивали их власть и часто не подчинялись даже в битвах. После завершения общего дела и возвращения домой каждый вновь считал себя главным в своём доме.

Со временем суровость и простота нравов должны были измениться. Славяне, обогащаясь за счёт богатой Римской империи, начали открывать для себя новые удовольствия и потребности. Хотя это и ограничивало их независимость, оно способствовало укреплению гражданских связей между ними. Они стали больше нуждаться друг в друге, начали жить ближе и основали поселения.

Некоторые, увидев в чужих краях красивые города и цветущие деревни, перестали восхищаться мрачными лесами, которые когда-то были для них символом свободы. Они перешли в греческие земли и согласились стать зависимыми от императоров.

Благодаря судьбе и могуществу Карла Великого многие немецкие славяне попали под его власть и власть его наследников. Однако свободолюбивый дух этих людей не мог смириться с зависимостью. Как только у них появлялась возможность, они восставали против чужеземного гнёта и жестоко мстили за своё временное порабощение. Лишь христианская вера смогла, наконец, усмирить их любовь к свободе.

Славянские народы всегда были связаны между собой. Те, кто говорил на их языке, находили друзей и сограждан в любой части мира.

Баян, хан Аваров, был осведомлён о тесном союзе славянских племён. Многие из них были подчинены ему в Дакии, Паннонии и Богемии, и он считал, что даже самые отдалённые славянские народы обязаны ему служить. В 590 году он потребовал войска от балтийских славян.

В Средние века некоторые знаменитые храмы ещё больше укрепляли связи между народами. Люди из разных стран приходили туда, чтобы задать вопросы богам, и жрец, отвечая от имени идола, часто убеждал их действовать в интересах своего народа.

Славяне, страдающие от обид со стороны чужеземцев, обращались сюда со своими жалобами, призывая сородичей постоять за свою землю и веру. В назначенные дни здесь собирались чиновники и старейшины, чтобы провести сейм. Однако на этих собраниях благоразумие и справедливость часто уступали место проявлениям непокорности и насилия. В это время особенно знаменитым был храм в городе Ретре, расположенном в Мекленбурге, на берегу реки Толлензе.

Народное правление славян спустя несколько веков трансформировалось в аристократическое. Вожди, избранные на основе общественного доверия и обладающие выдающимися талантами и храбростью, становились первыми правителями в своих странах.

Люди были благодарны им за их подвиги и, восхищаясь их успехами, искали у них мудрости и понимания. В то время в Богемии ещё не было ни общественных законов, ни выборных судей, поэтому в личных конфликтах люди обращались за помощью к знаменитым гражданам.

Их слава зиждилась на неоспоримой храбрости в битвах и богатстве, накопленном во время сражений. Со временем это превратилось в традицию: одни имели право на управление, в то время как другие были обязаны подчиняться. Если сын прославленного и состоятельного героя обладал великими качествами своего отца, это лишь укрепляло власть его рода.

У славян эта власть обозначалась различными титулами: боярин, воевода, князь, пан, жупан, король или краль и другими.

Слово «боярин», безусловно, произошло от слова «бой». Изначально оно могло обозначать воина, отличавшегося выдающейся храбростью. Со временем это слово стало народным титулом.

В византийских летописях упоминаются бояре, вельможи или главные чиновники болгарских славян, живших в 764 году. Воеводами раньше называли только военных начальников. Однако, поскольку они и в мирное время могли брать на себя функции управления обществом, это имя стало означать вообще повелителя и властелина. У богемских и саксонских вендов воеводы были как военными предводителями, так и судьями. В Польше воевода был не только военачальником, но и судьёй.

Слово «князь» появилось, вероятно, из-за коня, хотя многие учёные считают, что оно произошло от восточного имени «каган» или немецкого «konig». В славянских землях кони были очень ценной собственностью: у поморян в Средние века 30 лошадей считались большим богатством, и любой владелец коня называл себя князем (nobilis capitaneus et princeps).

Худ. Артур Орленов. Славяне.

В Хорватии и Сербии так называли братьев королей. В Далмации главный судья носил титул великого князя.

Как писал Константин Багрянородный, в Хорватии славянский пан управлял тремя большими округами и председательствовал на сеймах, где народ собирался на совет в поле. В Венгрии до XIII века слово «пан» относилось к богатым землевладельцам, а в польском языке и по сей день используется как синоним слова «господин».

Округа в славянских землях именовались жупанствами, а их правители — жупанами, или старейшинами, как их называл Константин Багрянородный. Древнее слово «жупа» означало «селение».

Главной обязанностью этих чиновников было правосудие. В Верхней Саксонии и Австрии славянские крестьяне до сих пор называют так своих судей. Однако в Средние века достоинство жупанов ценилось даже выше, чем княжеское. В разборе тяжб им помогали суддавы — частные судьи.

В некоторых славянских деревнях Лаузица и Бранденбурга долгое время существовал обычай: жители тайно выбирали себе короля и платили ему дань, как это было во времена их свободы, когда они платили дань жупанам.

Кроме того, стоит упомянуть, что в Сербии, Далмации и Богемии правителей стали называть кралями или королями. Некоторые историки считают, что это связано с обязанностью правителей наказывать преступников.

Таким образом, первой властью, появившейся в стране наших древних предков, была военная власть. В сражениях необходимо единство целей и слаженность действий отдельных отрядов, поэтому было решено избрать полководцев.

В тесной связи с другими народами славяне осознали необходимость в новой власти, которая могла бы примирять распри, возникающие на почве гражданских конфликтов. Для этого были назначены судьи, и среди них оказались самые известные герои.

Только с накоплением опыта и развитием мудрости славяне пришли к пониманию того, что разделение власти на военную и гражданскую служит на благо общества.

Однако в древности славянские правители — бояре, воеводы, князья, паны, жупаны и даже короли — во многом зависели от воли народа. Граждане могли лишить их власти по своему усмотрению, иногда даже без причины, по легкомыслию, клевете или из-за каких-либо несчастий. Ведь народ всегда склонен обвинять правителей, если они не могут отвратить бедствий от государства. Таких примеров много в истории как языческих, так и христианских славян.

Они не приветствовали наследственную власть и иногда повиновались сыну умершего воеводы или князя скорее по необходимости, чем по собственному желанию.

В славянской Каринтии был интересный обычай, связанный с избранием герцога, то есть воеводы. Избранный надевал самую простую одежду и приходил на народное собрание, где на троне или на большом камне сидел крестьянин.

Новый правитель клялся быть защитником веры, сирот, вдов и справедливости. В этот момент земледелец уступал ему свой камень, и все граждане приносили присягу на верность.

Два самых знатных рода имели право косить хлеб и сжигать селения в знак памяти о том, что древние славяне избрали первого правителя, чтобы защитить их от насилия и зла.

Однако многие князья, правившие долго и успешно, передавали право наследования своим детям. В Западной Сербии, например, после смерти князя Доброслава, его жена правила этой землёй.

Когда славянские правители приходили к власти, они, подобно другим монархам, делили свои земли на уделы, выделяя каждому сыну отдельную область. Однако в языческие времена такие практики были не так распространены. Князья, большинство из которых считались избранными, не считали себя вправе решать судьбы людей, которые только что признали их власть.

Главный Начальник или Правитель судил народные дела торжественно, в собрании старейшин, и часто во мраке леса: ибо Славяне воображали, что Бог суда, Прове, живёт в тени древних, густых дубов.

Эти места и дома были священны, и никто не смел приближаться к ним с оружием. Даже самые опасные преступники могли найти здесь убежище.

Князь, Воевода или Король командовали военными силами. Однако решения о начале войны и заключении мира принимались жрецами, которые говорили от имени идолов, и народом. Когда заключался мир, славяне бросали камень в море, клали оружие и золото к ногам идола или, простирая руку к бывшим неприятелям, вручали им клок своих волос вместе с горстью травы. Народ добровольно платил дань своим правителям.

Продолжение следует: https://bytopic.ru/post/6398

Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6358

Буду рада вашим комментариям, лайкам и подписке.

Мои статьи на исторические темы вы можете почитать на моём канале в разделе "История".

Всем Добра!

Желающие помочь автору в развитии канала могут отправить донат. Кнопочка ниже.
07 Ноя 2024 08:38
674
2
Комментарии (0)
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram