Login
СправкаГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Приложения
НастройкиВходРегистрация
Avatar
Светлана Subscribers51
История
Русь во времена правления первых князей (часть 1)

В начале своего существования Русь была одним из крупнейших государств Европы. Завоевания Олега, Святослава и Владимира значительно расширили её границы.

На западе Русь охватывала территории от Новгорода и Киева до Балтийского моря, Двины, Буга и Карпатских гор. На юге её пределы достигали днепровских порогов и Киммерийского Боспора.

На севере и востоке границы Руси граничили с землями, населёнными финскими племенами. Впоследствии эти территории стали основой для формирования Архангельской, Вологодской и Вятской губерний. Кроме того, Русь соседствовала с мордвой и казанскими болгарами. За ними, у берегов Каспийского моря, жили хвалисы — единоверцы и соплеменники тех, кто населял эти земли. Именно поэтому Каспийское море в те времена называли Хвалынским или Хвалисским.

В исторических источниках можно встретить слова новгородцев и их союзников, обращенные к князю: «Мы хотим, чтобы у нас был правитель, который будет управлять нами в соответствии с законом». Эти высказывания стали основой для создания первого государственного закона в России, который был основан на принципах монархии.

Однако князья привели с собой множество независимых варягов, которые видели в них скорее соратников, чем правителей. Они пришли на Русь с целью властвовать, а не подчиняться. Эти варяги стали первыми чиновниками, известными воинами и гражданами. Они составляли элитарную дружину и высший совет, с которым князь делил свою власть.

Мы видим, что послы Руси заключали договор с Византийской империей от имени князя и его бояр. Игорь не мог заключить союз с императором в одиночку, и вся княжеская дружина должна была присягать вместе с ним на священном холме.

Хотя славяне и находились под властью князей, они не были полностью лишены прав. В трудные времена или когда государство было в опасности, славяне собирались вместе и обсуждали, как лучше действовать.

Например, когда печенеги напали на Белгород, жители города собрались на общее собрание, чтобы выработать стратегию защиты. Такие собрания были обычным делом в городах Руси и свидетельствовали о том, что люди активно участвовали в управлении своей жизнью и чувствовали себя уверенно, чего не наблюдалось в странах с абсолютной монархией.

Например, жители Новгорода заявили Святославу, что хотят видеть своим правителем его сына. А если он откажется, они сами выберут себе князя.

Во времена военных конфликтов власть правителя ограничивалась желанием его воинов обогатиться. Он мог забрать себе лишь часть добычи, а остальное распределялось между воинами. Например, Олег и Игорь собирали дань с греков, и даже родственники погибших воинов получали свою долю.

Желая завладеть всеми богатствами в землях древлян, Игорь отделил своё войско, чтобы единолично насладиться грабежом. Это свидетельствует о том, что князья делились не только добычей, полученной в результате успешных сражений, но и данью, которую собирали с народов, уже находившихся под властью Руси.

В общем, вся территория Руси рассматривалась как собственность великих князей. Они имели право свободно распоряжаться городами и землями, предоставляя их тем, кого считали достойными. Например, многие варяги получили свои владения от Рюрика. Жена Игоря владела Вышгородом, а Рогволод, как свидетельствуют летописи, правил в Полоцке.

В Древнерусском государстве действовала система управления, основанная на поместном принципе. Князья, владевшие городами, носили титул князей. Многие из них упоминаются в договоре Олега с греческим императором. Их дети, если проявляли благосклонность к государю, могли получить такие же уделы.

Бояре Владимира считали Полоцк наследственным достоянием Рогнеды, отца которой там княжил. Однако Великий князь как государь имел право распоряжаться этими частными княжествами. Владимир отдал своим детям Ростов, Муром и другие области, которые со времён Рюрика были уделами норманнских вельмож.

Другие города и волости напрямую подчинялись Великому князю, который управлял ими через своих посадников или наместников. Система внутреннего управления соответствовала простоте нравов того времени. Одни люди занимали военные и гражданские должности, а государь советовался о земских делах с храброй дружиной. Ему принадлежала высшая законодательная и судебная власть: Владимир мог отменять и восстанавливать смертную казнь по своему усмотрению.

Нестор также упоминает о городских старейшинах, которые, благодаря своему возрасту, уму и чести, заслужили доверие народа и могли судить людей.

В эпоху, когда Русь была независимым государством, гражданское судопроизводство опиралось на этические нормы и обычаи, которые были свойственны каждому племени. Однако с приходом варягов на Русь были введены единые гражданские законы, нашедшие отражение в договорах между великими князьями и греками. Эти законы были разработаны с учетом древних скандинавских традиций.

Например, в обоих сводах законов было закреплено право родственника убитого вершить самосуд над убийцей. Гражданин имел право убить вора, если тот не желал сдаться добровольно. За каждый удар мечом, копьём или иным оружием предусматривался штраф в виде денежной компенсации.

Эти первые законы нашего государства, возникшие до правления Ярослава Мудрого, отражают дух эпохи и национальный характер. Они основывались на доверии к клятвам и, следовательно, на совести людей, а также на принципе справедливости. Виновный освобождался от штрафа, если он клятвенно утверждал, что не в состоянии его оплатить. Хищник наказывался в соответствии с тяжестью своего преступления и платил за каждое похищение в двойном или тройном размере. Гражданин, который приобрёл богатство мирным трудом, мог распоряжаться им после своей смерти в пользу своих близких и друзей.

Трудно представить, что эти законы существовали исключительно благодаря устному преданию. Если не славяне, то варяги, по крайней мере, могли иметь письменные законы в IX и X веках. В их древней родине, Скандинавии, использование рунического письма было известно ещё до принятия христианства.

В древности существовал документ, известный как «Устав Владимира». В нём говорилось, что монахи, священнослужители, а также приюты, гостиницы, дома для путешественников, лекари и люди с ограниченными возможностями были освобождены от светского правосудия. Их дела находились в ведении епископов.

Кроме того, епископы решали вопросы, связанные с городскими весами и мерами, семейными конфликтами и супружеской неверностью, незаконными браками, колдовством, отравлениями, идолопоклонством, нецензурной бранью, преступлениями детей по отношению к родителям, семейными спорами, осквернением храмов, кражами в церквях и снятием одежды с умерших.

Очевидно, что в первые годы существования христианства в России духовенство решало не только церковные, но и многие гражданские дела, связанные с совестью и нравственными принципами новой веры. Подобная практика существовала во всей Европе. Некоторые из упомянутых здесь судов могли принадлежать духовенству, и некоторые из них остаются его правом и в наше время.

Однако есть основания полагать, что «Устав Владимира» является подделкой. Это подтверждается тем, что в документе Владимир пишет, что первый митрополит Леон был назначен ему патриархом Фотием, но Фотий скончался за 90 лет до этого великого князя.

Продолжение: https://bytopic.ru/post/7546

Другие мои статьи по истории смотрите здесь:
https://bytopic.ru/channel/nabludatel?topic=history

Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке!

Всем Добра!
08 Янв 2025 13:08
713
2
Комментарии (0)
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram