|
История |
Князь великий - Владимир Святославич (часть 2)
Исторические источники свидетельствуют о том, что представители различных религиозных общин, проживавшие на территории Хазарии и Крыма, отправляли своих посланников в Киев с целью убедить князя Владимира принять их веру. Князь с интересом выслушивал их речи.
Возможно, соседние народы хотели привлечь внимание правителя, который уже прославился своими победами в Европе и Азии. Подобно своей великой бабушке, Владимир мог осознать недостатки язычества и стремиться к поиску истины в различных религиозных учениях.
Первыми, кто посетил князя Владимира, были представители Волжских и Камских болгар. На восточных и южных берегах Каспийского моря уже давно существовала мусульманская вера, которую принесли туда арабы. Болгары приняли её и теперь хотели поделиться ею с Владимиром.
Описание рая и прекрасных гурий, обещанных Магометом (Мухаммед (около 570, Мекка — 8 июня 632, Медина) — арабский религиозный, общественный и политический деятель, основатель и центральная фигура ислама), пленило воображение князя, известного своей любовью к удовольствиям. Однако обрезание показалось ему отвратительным обрядом, а запрет на употребление вина — бессмысленным правилом.
«Вино — это радость для русских, — сказал он, — мы не можем без него».
Послы от католиков из Германии рассказывали ему о величии невидимого Бога и ничтожности идолов. Князь ответил им: «Идите обратно. Наши предки не принимали веру от Папы».
Выслушав иудеев, он спросил, где находится их родина. «В Иерусалиме», — ответили проповедники. «Но Бог в гневе своём рассеял нас по чужим землям», — добавили они.
«И вы, будучи наказанными Богом, смеете учить других? — сказал Владимир. — Мы не хотим, подобно вам, потерять свою родину».
Наконец, безымянный философ, посланный греками, в нескольких словах опроверг другие религии. Он рассказал Владимиру историю сотворения мира, рая, греха, первых людей, потопа, избранного народа, искупления, христианства, семи Вселенских соборов и, в завершение, показал ему картину Страшного суда, где праведники идут в рай, а грешники обречены на вечные муки.
Пораженный этим зрелищем, Владимир вздохнул и сказал: «Благо тем, кто творит добро, и горе тем, кто творит зло!»
«Прими крещение, — ответил философ, — и будешь в раю вместе с праведниками».
Летописец задавался вопросом, как проповедники могли бы донести до Владимира свое учение. Если бы греческий философ, чье имя было известно, действительно обладал выдающимися способностями, то ему не составило бы труда убедить разумного язычника в превосходстве христианского закона.
Славянская вера была основана на страхе перед могуществом различных богов, которые часто противоречили друг другу и играли судьбами людей, порой наслаждаясь их страданиями и кровью. Хотя славяне и признавали существование высшего существа, оно представлялось им праздным и равнодушным к судьбе мира, подобно божествам Эпикура и Лукреция.
Эта вера не давала славянам ясного представления о жизни после смерти, что так важно для человека. Она ограничивалась земным миром. Освящая добродетели храбрости, великодушия, честности и гостеприимства, эта вера способствовала благу общества, но не могла удовлетворить чувствительные сердца и глубокие умы.
Христианство представляло единого невидимого Бога как создателя и правителя вселенной, как заботливого отца людей, который снисходителен к их слабостям и награждает добрых миром и покоем совести здесь, а за временной смертью — блаженством вечной жизни. Это удовлетворяло все основные потребности человеческой души.
В 987 году князь Владимир, известный нам как Владимир I, отправил в Константинополь философа, одарив его богатыми дарами и оказав ему высокие почести. Затем он созвал бояр и городских старейшин, чтобы обсудить предложения, поступившие от представителей различных религий: ислама, иудаизма, католицизма и православия. Князь хотел услышать их мнение о том, какая вера лучше.
Бояре и старейшины ответили, что каждый человек хвалит свою веру. Чтобы выбрать лучшую, необходимо отправить мудрых людей в разные страны, чтобы они могли оценить, какой народ достойнее поклоняется Богу. Великий князь согласился и отправил десять разумных мужей для этой миссии.
Послы, посетив страну болгар, увидели там бедные храмы, унылое богослужение и печальные лица. В земле немецких католиков они наблюдали богослужение с обрядами, но, как пишет летопись, «без всякого величия и красоты». Наконец, они прибыли в Константинополь.
Император воскликнул: «Да узрят они величие нашего Бога!» Осознавая, что обычные люди больше доверяют внешним проявлениям, чем глубоким идеям, он повелел привести послов в Софийский собор, где в это время проходила литургия под руководством патриарха.
Величественный храм, в котором присутствовало всё высшее духовенство, роскошные одеяния, богатое убранство алтарей, изысканные фрески, аромат ладана, чарующее пение хора, безмолвие толпы, священная торжественность и таинственность обрядов — всё это поразило русских. Им казалось, что сам Бог пребывает в этом храме и непосредственно общается с людьми.
Вернувшись в Киев, послы высказали своё мнение о различных религиозных культах, оценив их с разной степенью уважения. Мусульманское богослужение было встречено ими с пренебрежением, католическое — с неудовольствием, а византийское — с искренним восхищением.
В итоге они пришли к выводу, что «всякий человек, познав сладость, отвращается от горечи». Познакомившись с верой греков, они не захотели возвращаться к прежним убеждениям.
Князь Владимир хотел узнать мнение бояр и старейшин. Они ответили, что если бы греческий закон не был лучше других, то его не приняла бы даже Ольга, мудрейшая из всех людей.
Князь Владимир принял решение стать христианином
Согласно сведениям, предоставленным нашим древним историком, который, вероятно, жил, будучи современником Владимира, его рассказ о значимых событиях, произошедших во время правления Владимира, можно считать достоверным.
Кроме того, подлинность истории о посольстве Руси в католическую страну и в Константинополь с целью изучения христианского закона подтверждается данными из древней греческой рукописи, хранящейся в Парижской библиотеке.
Единственное отличие этой рукописи от летописи заключается в том, что византийский император того времени упоминается в ней как Македонский, а не Багрянородный.
Владимир мог бы креститься в своём городе, где уже были церкви и христианские священники. Однако он желал, чтобы это событие стало торжественным и величественным. По его мнению, только греческие цари и патриарх могли передать народу устав нового богослужения.
Гордость, основанная на силе и славе, не позволяла Владимиру признать свои языческие ошибки и смиренно просить о крещении. Он решил, что завоюет христианскую веру и примет её как победитель.
В 988 году князь Владимир, собрав многочисленное войско, отправился на кораблях к греческому городу Херсону (Херсонес Таврический), расположенному в Крыму, недалеко от современного Севастополя.
Развалины греческого города Херсонеса Таврического
Этот город, основанный ещё в глубокой древности выходцами из Гераклеи, продолжал существовать и в X веке, несмотря на многочисленные разрушения, которые причиняли ему различные народы, населявшие берега Чёрного моря: от скифов, упоминаемых Геродотом, до хазар и печенегов.
Херсон признавал власть греческих императоров, но не платил им дань, управляясь собственными правителями и живя по законам, схожим с республиканскими. Жители города, занимавшиеся торговлей на всех черноморских пристанях, наслаждались богатством.
Владимир остановился в гавани Херсона, высадил своё войско и окружил город со всех сторон. Жители Херсона, гордые своей свободой, оказали мужественное сопротивление. Князь Владимир угрожал стоять под их стенами в течение трёх лет, если они не сдадутся, но горожане не соглашались, надеясь на помощь греков. Они пытались разрушить все сооружения осаждающих и, как сообщает летописец, сделали тайный подкоп, чтобы ночью перенести землю, которую русские насыпали перед стенами, чтобы окружить их валом, согласно древним традициям военного искусства.
К счастью, в городе нашёлся человек, который сочувствовал Владимиру. Его звали Анастас, и он отправил стрелу с запиской, в которой говорилось, что к востоку от них есть колодцы, снабжающие херсонцев водой через подземные трубы. Вы можете их перекрыть. Князь Владимир воспользовался этой информацией и приказал перекрыть водоводы, следы которых можно увидеть рядом с развалинами Херсона. Измученные жаждой горожане сдались.
Продолжение следует...
Начало здесь: https://bytopic.ru/post/7374
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке!
Всем Добра!
02 Янв 2025 17:40 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также
Перейти в тему: