Login
СправкаГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Приложения
НастройкиВходРегистрация
Avatar
Светлана Subscribers51
История
Князь великий - Владимир Святославич (часть 1)

Владимир, демонстрируя качества, присущие воинам-викингам, проявил решительность и находчивость, взяв на себя ответственность за руководство. Вскоре стало очевидно, что он был рождён для того, чтобы стать выдающимся лидером.

Отважные воины с Балтийского побережья посчитали себя победителями Киева и потребовали от жителей города уплаты дани в размере двух гривен. Князь Владимир, не желая сразу отказывать им, пытался убедить их своими обещаниями, но они его не слушали. Тогда, предприняв определённые действия, князь Владимир устранил угрозу, которую представляли собой варяги для столицы.

Те, осознав, что их обманули, и увидев, что русское войско в Киеве превосходит их по силе, не решились на восстание и попросили отпустить их в Грецию. Князь Владимир с радостью согласился, оставив в России только самых достойных из них. Он поручил им управление многими городами.

В это время послы Владимира обратились к императору с просьбой не оставлять мятежных варягов в столице, а распределить их по разным городам. Они также просили не допустить возвращения варягов в Россию, которая теперь была сильна благодаря своему войску.

Владимир, укрепив свою власть, с особым рвением принялся поклоняться языческим божествам. Он создал новый идол Перуна, отлитый из серебра, и установил его рядом со своим теремом на священном холме, где уже находились другие идолы.

Как отмечает летописец, люди, ослеплённые верой, приходили туда, и земля обагрялась кровью жертв. Возможно, Владимир испытывал угрызения совести или надеялся, что эти кровавые обряды помогут ему умилостивить богов, которые, по его убеждению, были разгневаны его братоубийством. Ведь даже языческая вера не одобряла подобные злодеяния.

Добрыня, посланный своим племянником управлять Новгородом, также установил на берегу Волхова богато украшенный идол Перуна.

Владимир, будучи человеком глубоко верующим, не чуждался и мирских радостей. Его первой женой стала Рогнеда, которая подарила ему пятерых сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей.

После того как Владимир совершил убийство своего брата, он взял в наложницы беременную невестку, от которой у него родился сын Святополк. От другой законной жены, чешки или богемки, у Владимира появился сын Вышеслав. Третья жена родила ему Святослава и Мстислава, а четвёртая, родом из Болгарии, — Бориса и Глеба.

Согласно летописи, у Владимира было 300 наложниц в Вышегороде, ещё 300 в Белогородке, что неподалёку от Киева, и 200 в селе Берестове. Все красивые женщины и девушки страшились его страстного взгляда, поскольку Владимир не признавал святости брачных уз и невинности. Летописец сравнивает его с библейским царём Соломоном, подчёркивая его любвеобильность.

Владимир, подобно многим героям прошлого и настоящего, не только пользовался любовью своих жён, но и испытывал непреодолимую тягу к войне. В те времена польские славяне, известные как ляхи, уже пресытились своей свободой и, подобно русским славянам, стремились к единовластию. Страной правил Мечислав, который вошёл в историю как человек, принёсший христианство на свою землю.

Владимир решил объявить ему войну, вероятно, желая вернуть территории, завоёванные Олегом в Галиции, но впоследствии отошедшие к Польше при слабом Ярополке. Он захватил города Червен (близ Хелма), Перемышль и другие, которые стали частью Руси и получили название Червенские.

В последующие два года отважный князь подавил восстание вятичей, не желавших платить дань, и завоевал страну ятвягов — дикого, но отважного латышского народа, обитавшего в лесах между Литвой и Польшей.

Его владения простирались до самого Балтийского моря на северо-западе, поскольку, согласно свидетельству исландского летописца Стурлезона, Ливония принадлежала Владимиру, и его чиновники собирали дань со всех жителей между Курляндией и Финским заливом.

Русь при князе Владимире. Карта.

После того как Владимир одержал победу и завоевал славу, он захотел выразить свою благодарность богам и принести им жертву. По совету бояр и старейшин было решено, что эту жертву должен принести один из молодых киевлян. Жребий пал на молодого варяга, чей отец был христианином. Когда старейшины сообщили об этом решении отцу, тот, полный любви к сыну и ненависти к язычеству, начал открыто говорить о заблуждениях язычников и о том, что поклоняться деревянным идолам вместо живого Бога — это безумие.

Жители Киева терпели христианство, но открытое поношение их веры вызвало в городе всеобщее возмущение. Люди вооружились и разгромили двор варяжского христианина, требуя, чтобы он принёс жертву. Отец, держа сына за руку, твёрдо сказал: «Если ваши идолы действительно боги, то пусть они сами возьмут его из моих объятий».

В ярости народ убил отца и сына, которые стали первыми и последними мучениками христианства в языческом Киеве. Церковь почитает их как святых под именами Феодор и Иоанн.

Вскоре у Владимира появилась возможность продемонстрировать свою доблесть и удачу в новых сражениях. Радимичи, которые ранее были мирными данниками великих князей, внезапно объявили о своей независимости. Владимир не стал медлить с ответом. Его бесстрашный военачальник, известный как Волчий Хвост, командовал передовым отрядом князя. Он встретился с радимичами на берегах реки Пещаны (река, расположенная в Могилёвской губернии, Старобыховском уезде, является притоком Сожа, который, в свою очередь, относится к системе Днепра, её протяжённость составляет всего 15 вёрст, и её значение в истории ограничивается лишь несколькими событиями: в 986 году на берегах этой реки воевода Владимира Святого, известный как Волчий хвост, одержал блестящую победу над радимичами - событие вошло в историю как «тем и Русь корятся радимичем, глоголюща: Пищаньци волчья хвоста бегают») и одержал над ними решительную победу. После этого они покорились. Нестор, автор «Повести временных лет», упоминает, что с тех пор на Руси появилась поговорка: «Радимичи боятся волчьего хвоста».

В древности на берегах Волги и Камы жили племена болгар (Булгария, ныне Татарстан с г. Казанью). Вероятно, они переселились сюда с берегов Дона в VII веке, стремясь избежать зависимости от Хазарского каганата. Со временем болгары превратились в народ, который занимался торговлей и земледелием. Благодаря судоходным рекам они поддерживали связи с севером Руси, а через Каспийское море — с Персией и другими богатыми странами Азии.

Владимир, стремясь завоевать земли камских болгар, отправился в поход на судах вниз по Волге вместе с новгородцами и прославленным военачальником Добрыней. Конные торки, союзники или наёмники русских, сопровождали их по берегу.

Впервые упоминаются торки, которые были родственны туркоманам и печенегам. Они кочевали в степях на юго-востоке Руси, где ранее жили печенеги.

Великий князь одержал победу над болгарами. Однако мудрый Добрыня, осмотрев пленных и заметив, что они носят сапоги, сказал Владимиру: «Они не захотят быть нашими данниками. Лучше поищем тех, кто ходит в лаптях».

Добрыня полагал, что люди, имеющие достаток, будут более склонны к сопротивлению. Владимир прислушался к его совету и заключил мир с болгарами. Болгары торжественно поклялись жить в мире с русскими, используя для этого простые слова: «Мы нарушим клятву, только если камень будет плавать, а хмель тонуть в воде».

Владимир вернулся в столицу, не взяв дани, но с почестями и дарами.

В летописи Нестора описан удивительный и трогательный случай, который произошёл в то время. Рогнеда, прозванная Гориславой из-за своих горестей, смогла простить мужу убийство отца и братьев, но не смогла забыть его измену в любви. Великий князь уже предпочитал ей других женщин и изгнал несчастную из своего дворца.

Однажды, когда Владимир посетил её уединённое жилище на берегу реки Лыбеди (Лыбедь (укр. Либідь) — река, правый приток Днепра), недалеко от Киева, где в те времена находилось село Предславино, он уснул крепким сном. Рогнеда хотела убить его, но князь проснулся и отвёл удар. Напомнив жестокому правителю о смерти своих близких и проливая слёзы, отчаявшаяся Рогнеда жаловалась, что он давно не любит ни её, ни их сына Изяслава.

Владимир решил казнить преступницу собственноручно. Он велел ей нарядиться в свадебное платье и сидеть на богато украшенном ложе в светлой комнате, ожидая смерти. Когда разгневанный супруг и судья вошёл в комнату, юный Изяслав, наученный Рогнедой, протянул ему обнажённый меч и сказал: «Ты не один, о родитель мой! Сын будет свидетелем».

Владимир бросил меч на землю и ответил: «Кто знал, что ты здесь!»

Затем он ушёл, собрал бояр и спросил их совета. «Государь, — сказали они, — прости виновную ради этого младенца и дай им в удел земли её отца». Владимир согласился. Он построил новый город в нынешней Витебской области и назвал его Изяславлем. Туда он отправил мать и сына.

Руины города Изяславля во время раскопок М. К. Каргера (Википедия)

Ныне г. Изяслав (Украина)

Теперь давайте рассмотрим самое значимое деяние Владимира, которое сделало его имя бессмертным в истории.

Благочестивая Ольга, которая мечтала о принятии христианства, наконец-то добилась своей цели. Россия, где христианство уже более ста лет постепенно укоренялось, официально и торжественно признала его святость. Это произошло почти одновременно с соседними странами, такими как Венгрия, Польша, Швеция, Норвегия и Дания.

Даже разделение между Восточной и Западной церквями оказалось полезным для распространения истинной веры. Главы этих церквей стремились превзойти друг друга в усердии в обращении язычников.

Продолжение следует...

Другие мои статьи по истории вы может почитать здесь:
https://bytopic.ru/channel/nabludatel?topic=history

Буду рада вашим комментариям,лайкам и подписке!

Всем Добра!
01 Янв 2025 13:50
410
1
Комментарии (0)
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram