Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers43
История
Рюрик, Олег и Игорь (часть 2)

Летописец относит описываемое событие к определённому историческому периоду. Аскольд и Дир, верные соратники Рюрика, возможно, были недовольны своим положением и решили отправиться в Константинополь в поисках лучшей судьбы.

Когда они прибыли на берега Днепра, то увидели небольшой город и спросили, кому он принадлежит. Им ответили, что город был основан тремя братьями, но они давно скончались, а жители платят дань кочевникам. Этот город оказался Киевом. Аскольд и Дир, захватив его, собрали под своим началом множество варягов из Новгорода. Став правителями Киева, они решили совершить великий поход, достойный их норманнской отваги. Возможно, они намеревались отправиться в Константинополь, чтобы служить императору. Однако, воодушевлённые своими успехами и силой, они объявили себя врагами Византии.

Поход против Римской империи

Днепр, который некогда был важным торговым путём для кораблей, стал для русских воинов ключом к успеху. Эти отважные северяне, искусно владеющие морскими искусствами, собрали двести судов и отправились в Чёрное море, известное также как Фракийский Понт. Они сеяли страх и разрушение на берегах и вскоре достигли Константинополя с моря.

Столица Восточной империи впервые столкнулась с такой серьёзной угрозой, как русские воины, известные как «росы». В народе их называли скифами, жителями легендарной горы Тавр, которые уже прославились своими победами над многими народами.

Михаил III, известный как «Нерон своего времени», правил в Константинополе, но в тот момент находился далеко от столицы, сражаясь на берегах Чёрной реки с агарянами. Когда наместник Цареграда, или эпарх, сообщил ему о новом противнике, Михаил поспешил в столицу, рискуя оказаться под ударом русских кораблей. Не имея возможности противостоять им, он надеялся на спасение. И, как утверждают византийские летописцы, это спасение произошло. В знаменитой церкви Влахернской, возведённой императором Маркианом на берегу залива между нынешними Перою и Царьградом, хранилась риза Богоматери, к которой обращались в случае бедствий. Патриарх Фотий с большими почестями вынес её на берег и погрузил в море, которое в тот момент было спокойным. Внезапно началась буря, которая рассеяла и уничтожила флот противника. Лишь немногие из них смогли вернуться в Киев.


В своём описании Нестор опирается на труды византийских историков. Некоторые из них отмечают, что язычники, испугавшись небесного гнева, сразу же отправили послов в Константинополь с просьбой о крещении.

Окружное послание патриарха Фотия, написанное в конце 866 года для восточных епископов, является достоверным свидетельством этого исторического события. В этом послании говорится:

«Россы, известные своей жестокостью и победами над соседними народами, которые в своей гордыне осмелились воевать с Римской империей, уже оставили язычество и приняли христианство. Они стали нашими друзьями, хотя совсем недавно были злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника и проявляют искреннее усердие в христианском богослужении».

Константин Багрянородный и другие греческие историки свидетельствуют, что крещение россов произошло во времена правления императора Василия Македонского и патриарха Игнатия, то есть не ранее 867 года. По их словам, император, не имея возможности победить россов, склонил их к миру, одарив богатыми дарами, включавшими золото, серебро и шёлковые ткани.

Летопись Нестора свидетельствует о том, что в период правления Игоря в Киеве уже было значительное количество христиан. Возможно, проповедники, стремясь укрепить свои позиции, начали использовать среди киевских христиан новые славянские письмена, созданные Кириллом в Моравии несколькими годами ранее.

Распространению христианства способствовали различия в религиозных убеждениях славян и варягов. Как мы увидим далее, древние киевские правители, руководствуясь здравым смыслом, следовали обычаям языческой религии. Однако их преданность языческим богам, которым они поклонялись из уважения к своему народу, не была искренней. Даже государственные интересы не могли заставить князей противостоять распространению новой религии. Эта религия объединяла их подданных, славян, и верных союзников, варягов, узами духовного братства. Однако время полного торжества новой веры ещё не пришло.

Таким образом, в России возникли два государства: на севере — под руководством Рюрика, а на юге — Аскольда и Дира.

Сложно представить, чтобы козары, которые собирали дань с Киева, могли бы добровольно передать его варягам. Хотя летописец не упоминает о военных действиях Аскольда и Дира на днепровских землях, очевидно, что именно сила оружия определила, кто будет править миролюбивыми полянами. Если варяги действительно потерпели неудачу на Чёрном море, возвращаясь от Константинополя, то на суше они должны были достичь большего успеха, так как им удалось сохранить за собой Киев.

Нестор не упоминает о дальнейшей деятельности Рюрика в Новгороде, поскольку не имеет современных источников информации. Однако это не означает, что отважный князь, который пожертвовал своим отечеством ради власти, провёл остаток жизни в бездействии.

В те далёкие времена действовать означало воевать, и скандинавские государи, выходцы из одного народа с Рюриком, принимая власть от народа, обычно давали клятву быть завоевателями. Сейчас слава царей основывается на спокойствии государства, мудром законодательстве и правосудии. Однако русские князья в IX и X веках ещё не были удовлетворены этой благотворной славой.

Окружённый с запада, севера и востока финскими племенами, мог ли Рюрик оставить в покое своих ближайших соседей, когда даже самые отдалённые берега Оки должны были ему покориться? Вероятно, окрестности Чудского и Ладожского озёр также были свидетелями его мужественных дел, которые остались неописанными и забытыми.

После смерти братьев Синеуса и Трувора Рюрик правил в Новгороде единолично в течение 15 лет. Он скончался в 879 году, оставив правление и своего малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.

Рюрик стал первым российским самодержцем. Главным результатом его правления было тесное взаимодействие некоторых финно-угорских племён с славянами на территории современной России. В результате весь, меря и мурома вошли в состав славянского мира, переняли его обычаи, язык и веру.

Продолжение: https://bytopic.ru/post/7002
Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6974

Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке!

Всем Добра!
12 Дек 2024 18:07
565
3
Комментарии (0)
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram