|
|
История |
Рюрик, Олег и Игорь (часть 1)
В самом начале своего исторического пути Россия демонстрирует удивительный и, возможно, единственный в своём роде случай: славянские племена, ранее располагавшие развитым народным самоуправлением, добровольно отказываются от него и приглашают к правлению варягов, которые были их давними противниками.
В других государствах самодержавие утверждалось либо силой, либо благодаря хитрости амбициозных правителей. Народы желали иметь законы, но боялись порабощения. В России же, как свидетельствует наш летописец, самодержавие возникло с общего согласия граждан.
Так, разрозненные славянские племена объединились в государство, которое сегодня простирается от границ северного побережья Чёрного моря до границ Северной Америки, Арктики и Китая, охватывая три части света.
Все великие народы, подобно великим людям, имеют свою историю, и мы не должны стыдиться своей истории, тем более в ней столько славных было вех. Наша страна, которая изначально была слабой и разделена на небольшие области до 862 года (по летоисчислению Нестора), обязана своим величием введению монархической власти Рюриковичей.
Чтобы объяснить это значимое событие, можно предположить, что варяги, захватившие земли чуди и славян за несколько лет до этого, управляли ими без жестокости и насилия. Они взимали лёгкую дань и поддерживали справедливость. Но это предположение, и не более!
В IX веке варяги, владыки морей, активно взаимодействовали с южными и западными регионами Европы. На руинах Римской империи там зарождались новые государства, и мирный труд постепенно сглаживал следы варварства, смягчая их христианским духом.
Варяги, также известные как норманны, были более образованными, чем славяне и финны, жившие в диких северных землях. Они могли бы поделиться с местными жителями знаниями о новых методах ведения хозяйства и торговли, что принесло бы пользу местному населению. Однако славянские бояре, вероятно, были недовольны тем, что власть над ними захватывали завоеватели. Они решили восстать. Бояре убедили простых людей, что смогут вернуть свою независимость, вооружили их против варягов и изгнали их. Однако свобода, которую они обрели, не принесла им счастья. Из-за личных разногласий они не смогли восстановить древние законы и ввергли свою страну в пучину междоусобиц.
Приглашение варяжских князей на Русь
В те далёкие времена, вероятно, люди пришли к осознанию того, что правление варягов принесло им спокойствие и благополучие. Стремление к порядку и миру заставило их забыть о национальной гордости.
По преданию, славяне, по совету старейшины Новгородского Гостомысла, обратились к варягам с просьбой стать их правителями. В древних летописях не сохранилось упоминаний об этом мудром советнике. Однако если предание правдиво, то Гостомысл заслуживает вечной памяти и славы в истории.
В то время жители Новгорода и кривичи, вероятно, находились в тесном союзе с финскими племенами и вместе выплачивали дань варягам. Имея общие интересы и подчиняясь законам одного народа, они могли быстро установить дружеские отношения.
Как повествует летописец Нестор, в 862 году славяне из Новгорода, кривичи, весь и чудь обратились с предложением к варягам-руси, которое на современном русском языке звучит так: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Это было лаконичное, но впечатляющее приглашение! Три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, известные как своими деяниями, так и происхождением, согласились принять власть над народом, который умел сражаться за свободу, но не знал, как её использовать. Окружённые большим количеством скандинавских воинов, готовых защищать права своих избранных правителей, эти честолюбивые братья навсегда покинули свою родину. Рюрик отправился в Новгород, Синеус — на Белоозеро, в земли финского племени весь, а Трувор — в Изборск, город кривичей. Смоленск и Полоцк остались независимыми и не участвовали в приглашении варягов.
Под властью трёх правителей, которые были связаны узами родства и общей выгоды, находилась обширная территория от Белоозера до Эстонии и славянских Ключей, где до сих пор можно увидеть остатки древнего Изборска. Эта территория, включающая современные Санкт-Петербургскую, Эстляндскую, Новгородскую и Псковскую области, тогда называлась Русью в честь варяжско-русских князей.
Конечно, не сохранилось точных данных о том, как люди отреагировали на изменения в своих законах и жизни. Но есть сведения о том, что не всем нравилось решение новгородских князей призвать на правление варягов. Некоторые считали, что это добровольное рабство, в которое они угодили фактически по собственной воле. Летописцы повествуют о смелом Вадиме, который пал от руки могущественного Рюрика вместе со многими своими сторонниками в Новгороде. Люди, привыкшие к свободе, могли устать от безвластия и стремиться к упорядоченной жизни под руководством правителей. Однако они могли пожалеть о своём выборе, если варяги, земляки и друзья Рюрика, начали угнетать их. Однако это известие, не основанное на древних записях Нестора, остаётся лишь предположением, хотя и небезосновательным. Но оставим эту тему для отдельного разговора.
В 864 году, спустя два года после смерти Синеуса и Трувора, их старший брат Рюрик присоединил их земли к своему княжеству, заложив тем самым основы российской монархии. Границы государства уже достигали на востоке Ярославской и Нижегородской областей, а на юге — Западной Двины. Под властью Рюрика находились меря, мурома и полочане.
Рюрик установил единоличное правление и доверил управление знаменитым соотечественникам, включая Полоцк, Ростов и Муром, которые были завоёваны им или его братьями. С верховной княжеской властью в России утвердилась система феодального землевладения, ставшая основой для новых общественных отношений не только в Скандинавии, но и во всей Европе, где господствовали германские народы.
Монархи часто даровали своим верным вельможам целые области, которые оставались под их властью, но управлялись как самостоятельные государства. Это было в духе времени, когда не существовало удобных средств связи между владениями одного государства, не было единых и чётких законов, а также не было порядка в общественных отношениях. Люди, привыкшие к независимости, подчинялись только тому, кто держал меч над их головами. Завоеватели часто делились землями со своими храбрыми соратниками, которые помогали им в завоеваниях.
Продолжение: https://bytopic.ru/post/6994
Другие мои статьи по истории вы можете прочитать здесь:
https://bytopic.ru/channel/nabludatel?topic=history
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке!
Всем Добра!
11 Дек 2024 18:56 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (2)
12 Дек 23:31 |
Есть в президентской библиотеке им. Б.Н, Ельцина книга, выпущенная, если мне не изменяет память, в 1895 году. Называется книга "Записки касательно Российской истории", писано Екатериной II. Часть материала она брала по Татищеву, часть по Ломоносову. Гостомысл, в истории от Екатерины, это последний славянский князь и правил он Славяно-Русью. Рюрик, сын средней дочери Гостомысла, Умилы. Аскольд - пасынок Рюрика. В "Киберленинке" есть статья Азбелева с обзором иностранных источников, где есть упоминания о Гостомысле. И да, похоже действительно князь ободритов, который оставил завещание о том, чтобы после его кончины призвали Рюрика.
|
12 Дек 23:51 |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также

Перейти в тему: