Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers43
История
Аскольд и Дир (часть 3)

В Никоновской летописи, которая была написана в XVI веке, упоминается поход Руси на Константинополь в 860 году и последующее за ним крещение. Однако из-за смешения различных источников Аскольду и Диру были приписаны четыре военные экспедиции против Византии, одна из которых якобы завершилась принятием христианства.

Эти сведения не соответствуют действительности. Ещё больше запутывают историю краткие сообщения Никоновской летописи о правлении Аскольда и Дира в Киеве. В них говорится, что сын князя Аскольда был убит болгарами, что Аскольд и Дир воевали с полочанами и печенегами, а также приняли «новгородских мужей», бежавших от террора князя Рюрика.

Последнее сообщение, вероятно, является авторской интерпретацией информации из «Повести временных лет» (ПВЛ) о том, что Аскольд и Дир собрали в Киеве много варягов. Возможно, информация о войне с полочанами возникла из-за ошибки в Троицком списке ПВЛ, где Аскольд и Дир владели не «польской» (то есть полянской) землёй, а «полотьскою».

Существует предположение, что сведения о войнах с болгарами и печенегами были придуманы книжником XVI века. Эти данные не имеют под собой оснований в оригинальных древнерусских летописях более раннего периода.

Идея о существовании в IX веке так называемой «летописи Оскольда» и её списков на Руси, выдвинутая Б. А. Рыбаковым, представляется маловероятной. В то время на территории Восточно-Европейской равнины ещё не было письменности и не существовало традиции историописания.

Тем не менее, в Киеве, возможно, сохранились воспоминания о войнах Аскольда и Дира с соседними племенами. Эти события могли быть отражены в ранних древнерусских летописях XI–XII веков, которые, к сожалению, не дошли до наших дней или пока не обнаружены. Позднее эти сведения каким-то образом попали в Никоновскую летопись.

В «Польской истории» («Анналах») польского историка XV века Яна Длугоша содержатся уникальные сведения об Аскольде и Дире, которые восходят к древнерусским летописям.

В «Анналах» представлен вариант истории, близкий к Начальному своду: Аскольд (Oszkald) и Дир (Dir) не были связаны с Рюриком и были убиты сыном Рюрика Игорем. Однако в этом тексте отсутствуют многие подробности, которые можно найти в «Повести временных лет».

Ключевая особенность повествования Яна Длугоша об Аскольде и Дире заключается в том, что они представлены прямыми потомками Кия, Щека и Хорива: «После смерти Кия, Щека и Корева их сыновья и потомки княжили у русских много лет, и так продолжалось до тех пор, пока не появились два родных брата — Оскольд и Дир».

Возможно, в «Польской истории» был утрачен какой-то вариант древнерусского летописного рассказа об Аскольде и Дире, где они были указаны как потомки Кия. Однако более вероятно, что это предположение самого историка.

Ян Длугош в своих трудах описывал Кия как языческого князя польского происхождения. Его прямые потомки Аскольд и Дир считались законными правителями Киева и были тесно связаны с польской знатью. В то же время, Игорь и его потомки, пришедшие извне, воспринимались как захватчики и узурпаторы.

Однако, принимая во внимание, что имя Кия имеет славянское происхождение, а имена Аскольда и Дира — скандинавское, достоверность этой генеалогии вызывает сомнения.

В своём историческом труде «Золотые копи и россыпи самоцветов», созданном между 943 и 956 годами, арабский историк аль-Масуди упоминает «первого из славянских царей» по имени «ад-Дир». Интересно, что это имя фонетически напоминает имя Дир, которое встречается в других источниках. Однако это прочтение имени лишь одно из возможных, и неизвестно, использовалось ли оно в первоначальном тексте «Золотых копей и россыпей самоцветов».

Описание крупных городов и обширных владений, а также информация о том, что столицу этого «славянского малика» посещают мусульманские купцы с товарами, совершенно не соответствуют действительности о Киеве и его окрестностях в IX веке.

Соправитель небольшого города, каким был Киев в то время, не мог претендовать на звание «первого славянского князя». Из текста Масуди ясно, что речь идёт о живом правителе, который был современником автора. Возможно, стоит согласиться с Д. Е. Мишиным, который считает, что в этом сообщении речь идёт не о князе Киева Дире.

Продолжение следует...

Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6893#bonus

Буду рада вашим комментариям, лайкам и подписке.

Всем Добра!
09 Дек 2024 12:04
418
1
Комментарии (0)
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram