|
История |
Аскольд и Дир (часть 2)
В летописном рассказе о захвате Киева Аскольдом и Диром можно найти некоторые литературные элементы, такие как мотив хитрости, который они использовали для покорения города. Однако большинство историков убеждены, что эта история основана на реальных событиях, которые были частью исторической памяти древнерусской элиты — как княжеской, так и, возможно, киевской городской.
К сожалению, у нас нет возможности проверить информацию об Аскольде и Дире из других источников. Тем не менее, историки считают, что этот рассказ в целом соответствует историческим фактам.
Летописные записи об Аскольде и Дире представляют собой смешение исторических сведений о прошлом Киева с литературными дополнениями и интерпретациями летописцев. Наиболее достоверные сведения об этих правителях содержатся в Начальном своде, который восходит к «Древнейшему сказанию», написанному в середине XI века.
Согласно летописному источнику, Аскольд и Дир не имели отношения к Рюрику и не участвовали в походе на Константинополь. Тем не менее, они вели войну с соседними племенами полян — древлянами и уличами, которых, согласно Начальному своду, позднее победили воеводы князя Игоря.
Имена Аскольда и Дира, сохранившиеся в топонимике Киева, имеют чёткую древнескандинавскую этимологию. Это наводит на мысль, что они были реальными историческими личностями, которые правили в Киеве до прихода Игоря и Олега.
Из всех сведений, содержащихся в летописях, наиболее достоверной представляется информация о прибытии в Киев Аскольда и Дира и их последующей гибели от рук новых пришельцев с севера. Однако нет достаточных оснований полагать, что летописные даты, касающиеся Аскольда и Дира, указанные в Начальном своде и Повести временных лет, являются точными. Эти даты представляют собой часть летописной хронологии, которая была составлена на основе византийских хроник.
Правление Аскольда и Дира в Киеве предположительно происходило в период со второй половины до конца IX века. Согласно летописным источникам, урочище «Угорская гора», где были убиты Аскольд и Дир, находилось на высоком берегу Днепра, южнее центра древнерусского Киева.
Археологические находки свидетельствуют о том, что над захоронениями Аскольда и Дира были возведены курганы. Однако, поскольку эти курганы находились в разных частях Киева, некоторые учёные предполагают, что Аскольд и Дир не были соправителями, а князьями разных времён.
Этот вариант, хотя и кажется возможным, противоречит всем версиям летописного рассказа о двух братьях. Непонятно, зачем летописцам было нужно объединять вместе двух совершенно разных правителей Киева.
Ол(ь/ъ)ма, живший в период с конца X по последнюю треть XI века, был, судя по его имени, киевлянином скандинавского происхождения или выходцем из Скандинавии. Он построил церковь святого Николая на могиле Аскольда и, возможно, считал его своим предком.
Церковь Святого Николая на Аскольдовой могиле
Широко распространённое мнение о том, что имя Ол(ь/ъ)ма имеет мадьярское происхождение, не находит подтверждения ни в лингвистических, ни в исторических источниках. Также необоснованны исторические предположения о том, что Аскольд был крещён и посвящение церкви святому Николаю связано с его христианским именем.
Очевидно, что посвящение церкви святому Николаю было связано либо с крестильным именем её создателя, Оль(ь/ъ)мы, либо с его особым отношением к этому святому. Также сложно оценить достоверность летописного известия о том, что нападение на Константинополь 18 июня 860 года возглавляли Аскольд и Дир.
Хотя многие исследователи считают, что сообщение о походе на Константинополь, содержащееся в «Повести временных лет» (ПВЛ), имеет историческую основу, существует мнение, что это лишь предположение летописца.
Во-первых, ни автор Начального свода, ни более ранние древнерусские исторические источники не упоминают об этом событии. Однако в Начальном своде содержится информация о самом походе 860 года (Полное собрание русских летописей, том 3, страница 105).
Во-вторых, оба варианта этого сообщения о походе основаны исключительно на переводах византийских текстов, как указывает Шахматов (1940, с. 47–49). В них нет никаких существенных дополнений, кроме имён Аскольда и Дира, которые могли бы указывать на знание летописцем какой-либо древнерусской легенды об этом походе.
В древнерусских хронографах, содержащих информацию о походе 860 года, имена Аскольда и Дира появились именно из «Повести временных лет» (ПВЛ). Об этом свидетельствуют работы Творогова Т. В. Однако невозможно с уверенностью утверждать, что именно Аскольд и Дир возглавляли поход народа русь на Константинополь в 860 году.
Продолжение следует...
Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6878#bonus
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке.
Всем Добра!
08 Дек 2024 10:44 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также
Перейти в тему: