|
История |
Аскольд и Дир (часть 1)
Согласно ранним древнерусским летописям, Аскольд и Дир — это два брата-варяга, которые пришли в Киев с севера и стали правителями полян.
Имена Аскольд и Дир являются достоверными древнерусскими вариантами древнескандинавских имён. В исторических трудах часто можно встретить реконструкцию имени «Осколдъ», основанную на единственном чтении в «Повести временных лет» (ПВЛ). Г. Шрамм заметил, что фонетика реконструируемых древнескандинавских прототипов достаточно архаична. Это может служить косвенным подтверждением того, что в летописном рассказе речь идёт о реальных людях IX века.
В летописях XI–XII веков сохранились два варианта истории о братьях-варягах Аскольде и Дире. В более ранней версии, созданной в конце XI века на основе Начального свода и отражённой в Новгородской первой летописи младшего извода, Аскольд и Дир, пришедшие с севера, стали князьями в Киеве в 854–855 годах.
Основатели Киева — Кий и его родственники — уже были в мире ином, когда на их место пришли Аскольд и Дир. Они стали править полянами и активно участвовали в войнах с соседними племенами — древлянами и уличами.
В 903 году князь Игорь и его воевода Олег отправились в путешествие по Днепру и, достигнув киевских гор, обнаружили город, которым правили Аскольд и Дир. Притворившись купцами, они пригласили братьев на встречу на берегу Днепра.
Во время этой встречи князь Игорь заявил, что Аскольд и Дир не имеют права на княжеский титул, поскольку не принадлежат к княжескому роду. Он сам считал себя истинным князем, достойным править. Воины Игоря, не дожидаясь ответа, убили братьев.
Аскольда похоронили на горе, которая во времена летописца называлась «Угорское». На этой горе находился «двор Ольминъ», принадлежавший Олме. Владелец этого двора, Олма, возвёл на могиле Аскольда церковь святого Николая.
Дира также похоронили в Киеве, вероятно, за церковью святой Ирины, которая была построена в честь Ингигерд (Ирины), супруги князя Ярослава Владимировича Мудрого, считавшейся покровительницей княжества.
В этой версии Начального свода история об Аскольде и Дире объединяет в себе легенду о князе Кие и его родственниках, а также легенду о призвании варягов и рассказ о приходе князя Игоря в Киев. В летописном повествовании Аскольд и Дир представлены как типичные антагонисты главного героя — князя Игоря. Они изображаются как лже-правители, которые на некоторое время захватили власть.
Автор «Повести временных лет» (ПВЛ), созданной в начале XII века, значительно расширил и дополнил историю об Аскольде и Дире, введя в неё новые элементы. Этот рассказ был помещён под условным 6370 годом (862/863) и стал частью истории призвания князя Рюрика.
Аскольд и Дир, представители знатного рода, попросили Рюрика отпустить их в Царьград (Константинополь, ныне Стамбул, Турция). Во время плавания по Днепру они увидели Киев и услышали легенду о Кие и его братьях, основавших город и погибших. Аскольд и Дир решили остаться в Киеве, собрали много варягов и начали править землёй полян. Согласно летописям, именно они руководили походом руси (россов) на Константинополь в 860 году. Это известие было заимствовано из старославянского перевода византийской «Хроники Симеона Магистра и Логофета». В Повести временных лет этот поход датирован 6374 годом (866/867).
В 6390 году (882/883) после смерти Рюрика его родственник Олег, сопровождаемый малолетним княжичем Игорем Рюриковичем, отправился в Киев, где правили Аскольд и Дир. Олег и его спутники выдавали себя за купцов, которые направлялись в Византию под именами «Олег и княжич Игорь». С помощью этого обмана они убили своих братьев. Затем Олег заявил, что он происходит из княжеского рода, а Игорь является князем, сыном Рюрика. Так он стал князем Киева.
В «Повести временных лет» (ПВЛ) о событиях, связанных с Аскольдом и Диром, акцент сделан на их подчинении Рюрику. Их называют «его мужами» и уточняют, что они были не из его рода, а боярами.
Однако, из-за различий в прочтении списков ПВЛ, невозможно с уверенностью сказать, как эта фраза звучала изначально. В Лаврентьевском и Троицком списках встречается вариант «не племени его, ни боярина», что означает, что Аскольд и Дир не были ни кровными родственниками, ни даже боярами Рюрика.
Ипатьевский, Хлебниковский, Радзивиловский и Московский-Академический списки содержат фразу «не племени его, но боярина». Это указывает на то, что Аскольд и Дир, хоть и не были родственниками Рюрика, всё же относились к его боярскому сословию.
Отпросившись у Рюрика в Царьград, Аскольд и Дир остались в Киеве. Они завладели городом и землями полян и собрали вокруг себя множество варягов, что создавало конкуренцию с Рюриком в Новгороде. В этой версии истории Игорь представлен как малолетний княжич, а Олег — как князь, который стал преемником Рюрика. Когда Олег уговаривал Аскольда и Дира покинуть город, он подчёркивал, что они не чужие люди: «Да придете к нам, к роду своему».
В «Повести временных лет» также подчёркивается, что Аскольд, Дир и Олег были варягами, как и все новгородцы: «Ти суть людье ноугородьци отъ рода варяжьска».
Это утверждение ещё более ярко, чем в Начальном своде, подчёркивает варяжское происхождение первых киевских князей.
В «Повести временных лет» также упоминается, что княжеский титул может быть присуждён только родственникам Рюрика: «Но аз есмь роду княжа… а се есть сын Рюриков».
В этом произведении Киев также именуется «матерью городов» Руси, что подчеркивает его столичный статус: «Се буди мати градомъ русьскым».
Продолжение следует...
Мои статьи из рубрики "История" вы можете почитать здесь: https://bytopic.ru/channel/nabludatel?topic=history
Всем Добра!
07 Дек 2024 09:52 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также
Перейти в тему: