Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers46
История
Приход Рюрика и его братьев на княжение (часть 6)

Версия Гедеонова

В XIX веке историк С. А. Гедеонов высказал предположение, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк, что означает «сокол». По его версии, это прозвище носили все представители правящей династии ободритов. В качестве доказательства он ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды сравниваются с соколами. В этой саге упоминается о «сокольих далях» в контексте войны конунга Хакона с викингами, как датчанами, так и вендами, произошедшей в X веке.

Позднее «Слово о полку Игореве» также уподобляет Рюриковичей соколам, а княжичей — соколичей. С. А. Гедеонов и некоторые другие исследователи, такие как О. М. Рапов и А. Г. Кузьмин, интерпретировали княжеский знак Рюриковичей как схематическое изображение сокола, пикирующего на добычу.


Однако некоторые учёные предполагают, что этот знак может символизировать скипетр, якорь, трезубец или вилы. Это предположение противоречит тому, что первым известным княжеским знаком Рюриковичей был двузуб, напоминающий голову рогатого животного. Трезубец появился только спустя столетие, после того как князь Владимир принял христианство на Руси. Стилизованный вариант знака князя Владимира можно увидеть на гербе Украины. (Трезубец - это также символ древнегреческого бога Посейдона, возможно связан с атлантами, если воспринимать их существование в прошлом за реальность).

Елена Александровна Мельникова, лингвист, считает, что происхождение имени Рюрик от поморско-славянского слова «rerig» («сокол») невозможно с точки зрения лингвистики.

Сергей Леонидович Николаев, лингвист, утверждает, что между именем Рюрик и полабско-ободритским *rorög, *ræreg нет ничего общего, кроме созвучия. Он считает, что предположения об их родстве являются псевдонаучными спекуляциями.

Нет достоверных данных о переселении славян из Полабья и Одера на территорию Руси. Если бы князь-переселенец был ободритским или рюгенским, то в древнерусском языке его имя звучало бы как «Рярегъ» или «Рарюгъ».

Версия Шахматова и мнение других учёных

А. А. Шахматов считал, что история о призвании Рюрика — это поздняя вставка, составленная летописцами на основе нескольких северорусских преданий, которые были тщательно переработаны.

Советские академики И. Н. Греков, М. Н. Тихомиров и Б. А. Рыбаков считали Рюрика мифологическим персонажем. А. Н. Сахаров, известный как антинорманист, также придерживался мнения о его вымышленности, но при этом он верил в реальность Кия и Бравлина, которые, по его мнению, были более мифологическими героями.

Д. С. Лихачёв полагал, что легенда о призвании варягов была включена в летопись печерскими монахами для укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. Учёный считал, что эта история, подобно легенде о призвании саксов в Британию, отражала средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно было повысить авторитет династии среди местных жителей.

Некоторые учёные считают, что легенда о призвании варягов появилась уже в самом начале летописи, и Рюрик и его братья были легендарными личностями. Другие же исследователи утверждают, что предание о призвании варягов имеет под собой реальную основу.

Другие историки предполагают, что отсутствие имени Рюрика в княжеском именослове XI века может указывать на его «неисторичность» или, по крайней мере, на локальность преданий о нём. В сохранившихся памятниках середины-второй половины XI века, таких как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона и «Память и похвала князю Владимиру» Иакова Мниха, также нет упоминаний о Рюрике.

Е. А. Мельникова обращает внимание на то, что в древнерусском литературном этикете в характеристиках прославленных или упоминаемых лиц обычно указывались их отец и дед, а не более дальние предки.

Е. В. Пчелов не согласен с двумя распространёнными аргументами, которые приводятся против существования Рюрика.

Первый аргумент: согласно летописям, Рюрик умер в 879 году, его сын Игорь погиб осенью 944 года, а внук Святослав остался малолетним после смерти отца. Пчелов считает, что хронология ранней древнерусской истории была искусственно установлена летописцами не ранее второй половины XI века.

Второй аргумент: имя Рюрик не появляется в списке имён Рюриковичей до середины XI века, то есть до рождения правнука Ярослава Мудрого — Рюрика Ростиславича. Пчелов объясняет, что не всегда имя родоначальника становится родовым. Для его актуализации необходимы определённые причины, которые и возникли в старшей ветви потомков Ярослава Мудрого, оказавшихся в изоляции. Кроме того, имя Игорь впервые упоминается в истории потомков Игоря Рюриковича лишь в 1036 году, почти через век после кончины «первого» Игоря. Это свидетельствует о том, что имена далёких предков не пользовались особой популярностью среди их потомков. Однако впоследствии это имя стало довольно распространённым среди Рюриковичей, возможно, по другим причинам.

Что показала ДНК?

Мужская Y-хромосома ДНК не подвергается рекомбинации генов и практически без изменений передается от отца к сыну. В связи с этим группа учёных под руководством польского профессора Анджея Бажора провела исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, которые считают себя потомками Рюрика.

Среди потомков Владимира Мономаха была обнаружена исключительно гаплогруппа N1a1. У 45 человек (24%), принадлежащих к другой ветви Рюриковичей, была выявлена гаплогруппа R1a. Остальные участники исследования имели гаплогруппы I (6%), E (1,5%) и T (0,5%).

Исследование ДНК свидетельствует о том, что большинство Рюриковичей ведут своё происхождение от Владимира Мономаха и принадлежат к гаплогруппе N1a1. Эта гаплогруппа широко распространена в северо-восточной Европе, а также среди некоторых народов Сибири и Урала.

Наличие других гаплогрупп в родословной Рюриковичей ученые объясняют по-разному:
  • Легендарностью ранней генеалогии Рюриковичей.
  • Мифичностью их семейных связей.
  • Возможно, небрежностью в проведении исследования.
  • Тайной супружеской изменой жены Ярослава Мудрого.

Исследование ДНК Рюриковичей, проведённое на сайте Family Tree DNA, показало, что гаплотипы N1a1 наиболее распространены в Прибалтике, Финляндии, Швеции и Норвегии. Более того, согласно базе данных, 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, похожие на гаплотипы Рюриковичей N1a1, чаще всего встречаются в районе Уппсалы — столицы древнего шведского королевства.

Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6845#bonus

Буду рада вашим комментариям, лайкам и подписке.

Всем Добра!
06 Дек 2024 08:16
619
2
Комментарии (0)
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram