|
История |
Приход Рюрика и его братьев на княжение (часть 5)
Откуда Рюрик взялся?
Славянская версия
Согласно славянской версии, Рюрик был выходцем из западнославянских племён ободритов, руян и поморян. Однако в разные исторические периоды учёные высказывали сомнения как относительно даты призвания Рюрика, так и относительно самого факта его существования и происхождения. Особенно острой критике подвергалась политическая концепция «призвания варягов», подразумевающая привлечение правителей из других земель.
Согласно славянской версии, Рюрик, легендарный основатель Древнерусского государства, был выходцем из западнославянских племён ободритов, руянов и поморян. Однако в разные исторические периоды учёные высказывали сомнения относительно как даты призвания Рюрика, так и самого факта его существования и происхождения.
Особенно острой критике подвергалась политическая концепция «призвания варягов», подразумевающая привлечение правителей из других земель.
Версия: Варяги из вагров или пруссов
Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, служивший в Великом княжестве Московском в первой половине XVI века, стал одним из первых европейцев, познакомившихся с русскими летописями. В своих трудах он высказал мнение о происхождении варягов и Рюрика.
Герберштейн связывал слово «варяги» с прибалтийским славянским племенем вагров. Он считал, что русские призвали своих князей скорее от вагров или варягов, чем вручили власть иностранцам, отличающимся от них верой, обычаями и языком.
Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами. В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами, хотя во второй половине X века зафиксированы морские набеги вендов на соседние народы.
Версия М. В. Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов, опираясь на топонимические данные и более поздние летописные источники, в которых слово «варяги» было заменено на псевдоэтноним «немцы», выдвигал гипотезу о том, что Рюрик и его соратники, известные как варяги, имели прусское происхождение. Кроме того, он полагал, что Рюрик был славянином по своему происхождению.
В своих трудах Михаил Васильевич Ломоносов выдвигал следующее предположение: «...варяги и Рюрик с родом своим, пришедшие в Новгород, были славянского происхождения, говорили на славянском языке и происходили из древних россов. Они не были выходцами из Скандинавии, а жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислой и Двиной. Имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не встречается...»
Русская летописная версия
В древнерусских летописях можно обнаружить упоминания о том, что Рюрик и его род были выходцами из Немецкой земли, а некоторые источники связывают их с Пруссией.
Между реками Вислой и Двиной в Варяжское море (ныне Балтийское море) впадает река, которую вблизи города Гродно называют Немень, а у её устья — Русой. Это указывает на то, что варяги-русы (россы) населяли восточно-южный берег Варяжского моря, где протекала река Русе.
Версия из "Казанской истории"
Уже сами наименования этих народов — «пруссы» и «поруссы» — указывают на их близкое соседство. В «Казанской истории» автор повествует о том, как новгородцы призвали князя из Пруссии, ссылаясь на варягов: «Новгородцы же, будучи неразумными, призвали себе из Прусской земли князя и самодержца от варягов, и отдали ему всю свою землю, чтобы он правил ими, как ему заблагорассудится».
Мекленбургские генеалогии
В начале XVIII столетия появились первые изыскания, посвящённые генеалогии правящих родов в северогерманском герцогстве Мекленбург. Прежде эти земли были заселены славянскими племенами ободритов или бодричей.
В 1716 году Фридрих Томас, ректор гимназии, издал труд о бракосочетании мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины, дочери царя Ивана V. Это сочинение было основано на манускрипте, созданном в 1687 году Иоганном Фридрихом фон Хемницем, нотариусом мекленбургского придворного суда. В свою очередь, этот документ опирался на более древний источник, датированный 1418 годом.
В этой генеалогии мы находим упоминание о короле ободритов Витславе, который был союзником Карла Великого. Однако в 795 году он был убит саксами. Его старший сын, Траскон, известный также как Дражко или Драговит, унаследовал корону.
Другой сын, Годлиб (или Годелайб, или Годслав), погиб в 808 году во время штурма города Рерика датским конунгом Готфридом. Эти сведения были почерпнуты из надёжного источника — «Анналов королевства франков», которые были написаны в то же время.
Иоганн Хюбнер, составитель генеалогических таблиц, изданных в 1708 году, опирался в своих изысканиях на рукопись Хемница. В своих трудах он упоминает, что в 840 году сыновья Годлиба — Рюрик, Сивар, известный в русских летописях как Синеус, и Трувор — отправились в Новгород.
Версия в русской генеалогии
В русской генеалогии существует гипотеза, согласно которой Рюрик имел родственные связи с Годлибом. Если принять эту версию, то Рюрик должен был появиться на свет не позднее 805 года. В таком случае, согласно хронологии «Повести временных лет», он стал бы отцом князя Игоря, когда ему было бы уже за семьдесят лет. Хотя это и не исключено, но вызывает некоторые сомнения.
Однако стоит отметить, что датировка древнерусских летописей до середины X века может быть весьма приблизительной, особенно если не привлекать византийские источники.
Версия из книги Ксавье Мармье "Северные письма"
В тридцатые годы XIX столетия французский путешественник и литератор Ксавье Мармье опубликовал книгу под названием «Северные письма», в которой он рассказал о народной легенде, связанной с Рюриком и его братьями. Эта легенда была записана среди мекленбургских крестьян, проживавших на землях, некогда принадлежавших бодричам, которые к тому времени полностью ассимилировались с немцами.
Согласно преданию, в VIII веке у племени ободритов правил король Годлав, у которого было трое сыновей — Рюрик, Сивар и Трувор. Эти братья решили отправиться на восток в поисках приключений и славы.
После долгих странствий и кровопролитных битв они наконец достигли Руси. Этот народ, измученный многолетней тиранией, не решался восстать. Однако братья-ободриты, вдохновлённые примером своих предков, пробудили в местных жителях давно уснувшее чувство мужества. Они возглавили войско и свергли угнетателей.
По восстановлении мира и порядка в государстве, они решили возвратиться к своему престарелому отцу. Однако благодарный народ упросил их не делать этого и занять места прежних правителей. Так Рюрик стал князем Новгорода, Синеус — Пскова, а Трувор — Белозерска.
После того как его младшие братья, не оставив законных наследников, покинули сей мир, Рюрик присоединил их княжества к своему, тем самым положив начало правящей династии.
Это предание — единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, однако установить точную дату его возникновения не представляется возможным. Это сказание было записано лишь спустя столетие после публикации мекленбургской генеалогии Рюрика.
Продолжение следует...
Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6815#bonus
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке.
Всем Добра!
05 Дек 2024 09:49 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также
Перейти в тему: