Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers46
История
Приход Рюрика и его братьев на княжение (часть 3)

В Иоакимовской летописи о приходе Рюрика

Ещё одним источником информации о Рюрике служит Иоакимовская летопись — летописный текст, авторство которого остаётся неизвестным. До наших дней он сохранился в извлечениях, сделанных В. Н. Татищевым.

Название летописи происходит от имени Иоакима — первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, основываясь на содержании текста. Однако историки с недоверием относятся к этой летописи. Некоторые из них используют её как вспомогательный материал, в то время как другие считают её подделкой. Тем не менее, давайте изучим и то, о чём повествует эта летопись.

Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя, правившего в Финляндии, и Умилы — средней дочери славянского старейшины Гостомысла. В летописи не указано, к какому племени принадлежал этот князь, но отмечается, что он был варягом. Перед своей кончиной Гостомысл, князь, правивший в «Великом граде», потерял всех своих сыновей. Следуя совету вещунов, он завещал призвать на княжение сыновей Умилы. Так, в «Великом граде», согласно традиции наследования по материнской линии, появился Рюрик вместе со своими братьями — Синеусом и Трувором. Этот город мог быть Старой Ладогой или Велиградом — столицей бодричей. На четвёртый год своего правления Рюрик перебрался в «Новый град великий», что, возможно, относится к Рюрикову Городищу, либо к Новгороду, расположенному на берегу Ильменя.

После кончины отца Рюрик стал наследником финских земель. Одной из его жён была Ефанда, дочь «урманского» (норманнского) князя. От этого союза родился сын Ингорь (Игорь Рюрикович). Когда Рюрик ушёл из жизни, власть перешла к его родственнику, «урманскому» князю Олегу, брату Ефанды.

А теперь обратимся к другому источнику - фольклору.

О чём повествуют народные предания?

Примерно с 1870-х годов образ Рюрика стал часто появляться в фольклоре Северо-Запада России. Возможно, это было связано с установкой памятника князю в Новгороде и широкой оглаской этого события в прессе того времени.

В 1878 году был обнаружен текст, связывающий Рюрика с археологическим памятником — крупной насыпью X века, расположенной в Батецком районе Новгородской области. Рассказ Щеголёнка о князе Юрике-Новосёле был записан Е. В. Барсовым и опубликован в газете «Голос» в 1879 году, в номере 130.

П. Н. Рыбников, О. Ф. Миллер и Гильфердинг записали несколько былин, которые рассказывал Щеголёнок. Эти былины были опубликованы в сборниках «Онежские былины» (том II, страницы 615—636) и «Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук» (том LX, страницы 287—363).

В эстонском фольклоре есть замечательная сказка о трёх братьях — сыновьях крестьянина. Их имена: Рахуриккуя (эст. Rahurikkuja — нарушитель мира), Синиус (эст. Siniuss — синий змей) и Труувар (эст. Truuvaar — верный напарник). В этой сказке братья проявляют невероятную храбрость и мужество в битвах. В конце они становятся правителями в чужих странах, что свидетельствует об их высоком статусе и заслугах.

В историографии

О происхождении Рюрика, легендарного основателя княжеской династии Рюриковичей, существует множество версий. Некоторые историки утверждают, что он был выдуман, но, несмотря на отсутствие достоверных сведений о его происхождении, Рюрик остаётся яркой исторической личностью.

Одной из главных тайн, связанных с Рюриком, является вопрос о его происхождении. Где он родился и к какому народу принадлежал? Эта тема тесно переплетается с этимологией слова «русь», что делает её ещё более увлекательной и интригующей.

В российской досоветской историографии, начиная с Н. М. Карамзина, варягов, включая Рюрика, часто связывали со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживаются этой версии. Однако существуют и другие гипотезы о происхождении варягов. Их происхождение вызывает множество споров. Некоторые ученые считают, что это были финны, пруссы, славянизированные кельты, балтийские славяне или же люди, занимавшиеся «руським» (соляным) промыслом в Южном Приильменье.

Археологи, такие как В. Л. Янин и Е. Н. Носов, пытались определить место, где были призваны варяги во главе с Рюриком, основываясь на статусе археологических памятников. К числу таких памятников относятся Староладожское Земляное Городище и Рюриково Городище под Новгородом.

Однако, как отмечает историк А. А. Селин, археологические источники не содержат информации об именах, поэтому эти аргументы нельзя считать научными.

Продолжение следует...
Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6769#bonus

Всем Добра!
03 Дек 2024 07:30
218
3
Комментарии (0)
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram