Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers46
История
Приход Рюрика и его братьев на княжение (часть 2)

Летописные представления о приходе Рюрика

Древнерусские летописи стали появляться примерно через 150–200 лет после смерти Рюрика. В основе этих исторических источников лежали устные предания, византийские хроники и немногочисленные сохранившиеся документы.

Самым ранним источником, рассказывающим о Рюрике, является «Сказание о призвании варягов». Это произведение было включено в «Повесть временных лет» в XIV–XVI веках.

Самый ранний из дошедших до нас списков «Повести временных лет» был обнаружен в составе Лаврентьевской летописи, написанной в Суздале в 1377 году. В свою очередь, эта летопись основана на более ранних редакциях, которые восходят к началу XII века.

Помимо «Повести временных лет», существует ещё один независимый источник — Новгородская первая летопись младшего извода, которая была написана в XV веке. По мнению ведущего исследователя летописания А. А. Шахматова, «Повесть временных лет» и Новгородская первая летопись происходят из общего источника, который он назвал «Начальный свод». Этот источник был создан в конце XI века и уже содержал в себе «Сказание о призвании варягов».

Другие источники, такие как летописи и жития, также содержат упоминания о Рюрике, которые прямо или косвенно опираются на более ранние летописные записи. Один из ранних русских источников, известный как «Летописец вскоре Никифора», входящий в состав Новгородской кормчей книги, кратко описывает призвание на Русь варягов во главе с Рюриком и его братьями. В этой книге почти нет информации о Новгороде, но зато содержится много сведений о Ростове, включая редкие записи, датируемые 1260–1270 годами. Эти записи были добавлены современником событий — ростовским летописцем.

Согласно летописным источникам, в 862 году ильменские словене, кривичи, чудь и весь призвали на княжение варягов Рюрика, Синеуса и Трувора. Эти трое стали князьями в трёх городах: Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске, а Рюрик, по одним сведениям, — в Ладоге, по другим — в Новгороде. Это событие, ставшее началом формирования русской государственности, получило условное название «призвание варягов».

Как рассказывает летописец, причиной приглашения Рюрика была затяжная междоусобица, которая охватила славянские и финно-угорские племена, жившие на новгородских землях. Рюрик прибыл со своим родом, который он называл Русью.

В «Повести временных лет» говорится, что после смерти своих братьев власть перешла к Рюрику. Вот как это описано в летописи:

«И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два года умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать своим мужам города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».

Как указывает Большая Российская энциклопедия, нет оснований сомневаться в достоверности этого предания. Однако стоит учесть, что летописная хронология событий, описывающая изгнание варягов, призвание Рюрика, вокняжение в Киеве Аскольда и Дира в 852 году, смерть Рюрика в 879 году и захват Киева Олегом в 882 году, носит весьма условный характер.

Из летописи мы узнаём, как расширялись территории, находившиеся под властью Рюрика. Его влияние распространялось не только на Новгород, но и на западно-двинских кривичей, которые жили в Полоцке, на западе, а также на финно-угорские племена мери и мурома, населявшие Ростов и Муром на востоке.

В поэтическом произведении конца XIV века «Задонщина» автор с восхищением пишет о Рюрике как о первом русском князе:

«Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русским князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…».

Однако в более поздней Никоновской летописи, составленной в первой половине XVII века, упоминается о недовольстве новгородцев правлением Рюрика. Это произошло в 864 году, то есть в том самом году, когда, согласно Ипатьевской летописи, Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить мятеж, Рюрик убил Вадима Храброго. О нём мы знаем только из Никоновской летописи:

«Въ лѣт̑ · ҂s҃ · т҃ · о҃ · в҃ оскорбишасѧ Новгородци, глаголюще: ꙑко бꙑти намъ рабомъ · и много зла всѧчески пострадали ѿ Рюрика и ѿ рода его. Того же лѣта ѹби Рюрикъ Вадима Храбраго · и иныхъ многихъ изби Новугородцевъ съветниковъ его».

Историки считают, что сведения о восстании новгородцев, описанные в Никоновской летописи, относятся к событиям XI века, произошедшим во времена правления Ярослава Мудрого. Более ранние летописи не упоминают о Вадиме Храбром и недовольстве новгородцев правлением Рюрика. Это особенно важно, учитывая, что, согласно археологическим данным, сам Новгород был построен уже после смерти Рюрика, недалеко от его укреплённой резиденции (городища).

В летописях сообщается, что в 879 году Рюрик оставил этот мир, передав своего малолетнего сына Игоря на попечение своего военачальника и, вероятно, родственника Олега. Более поздние источники утверждают, что Рюрик погиб на войне в Карелии, где и был похоронен.

В переписной окладной книге Водской пятины, датируемой 1500 годом, упоминается деревня «Рюрикиярви на Немецком рубеже», расположенная на границе новгородских земель со Швецией. Митрополит Макарий (Булгаков) утверждал, что первое упоминание о Рюрике относится к 1070 году. В трёх сохранившихся списках Пространной редакции «Жития святого князя Владимира» был записан следующий текст:

«Сице убо бысть маломъ преже сихъ лет, сущю самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, внуку же Иолжину, а правнуку Рюрикову» (Случилось это в давние времена, когда правителем всех русских земель был Владимир, внук Изяслава и правнук Рюрика).

Однако есть мнение, что «Житие святого князя Владимира» было создано в XV веке, а не в 1070 году, как утверждал митрополит Макарий. В политической литературе XVI века, например, в «Послании о Мономаховом венце» Спиридона Сатаны, созданном, вероятно, по заказу московского князя Ивана III, а также в основанном на нём «Сказании о князьях Владимирских», образ Рюрика был переосмыслен.

В этих источниках Рюрик предстаёт как потомок Пруса, брата римского императора Октавиана Августа, который был назначен наместником в Южной Балтике на берегах Вислы и Немана в 51 году нашей эры. В этих легендах Рюрик считался четырнадцатым поколением от Пруса.

В основе раннего летописного предания о Рюрике лежит новгородская легенда о первом новгородском посаднике Гостомысле. Я. С. Лурье предположил, что в основе «Послания о Мономаховом венце» Спиридона-Сатаны лежит какой-то памятник тверской литературы XV века.

Продолжение следует...
Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6746#bonus

Буду рада комментариям, лайкам и подписке!

Всем Добра!
02 Дек 2024 10:48
309
2
Комментарии (0)
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram