|
История |
Что говорил М. В. Ломоносов о происхождении русского народа? (часть 6/1)
Чудь (часть 1)
Насколько далеко на север простираются чудские племена, можно судить по множеству народов, которые либо недавно присоединились к Российской державе, либо уже были в её составе.
Ливония, Эстония, Ингрия, Финляндия, Карелия, Лаппония, Пермь, черемисы, мордва, вотяки, зыряне — все эти народы говорят на языках, которые во многом похожи друг на друга. Хотя они и имеют различия, их объединяет общая история происхождения.
Хотя могущественная Венгерская земля отделена от чудских территорий великими славянскими государствами — Россией и Польшей — нет никаких сомнений в родстве её жителей с чудью. Об этом свидетельствует сходство их языка с чудскими диалектами. Кроме того, венгры пришли с территорий, где и сейчас проживают остатки чудских племён.
Если взглянуть на чудской народ в его современном рассеянном состоянии, когда он в основном находится под властью других держав, можно предположить, что в прошлом это был могущественный народ на земле.
Подобно тому, как М. В. Ломоносов говорил о величии славянского народа, он предлагает обратиться к событиям, произошедшим около тысячи лет назад, и попытаться найти следы чудского могущества.
Северные авторы оставили множество описаний военных действий и других событий, связанных со шведами, датчанами и норвежцами. Пермская земля, которую они называли Биармией, простиралась далеко от Белого моря вверх по реке Двине. Чудской народ, обитавший там, был сильным и успешно торговал дорогими звериными шкурами с датчанами и другими норманнами.
Морские суда могли свободно плавать по Северной Двине до крупного купеческого города, где летом проходили оживлённые торги. Этим городом, без сомнения, были Холмогоры, так как Архангельск был основан лишь примерно двести лет спустя.
Чудской народ поклонялся идолу Иомале, что на ливонском, финском и других диалектах чудских народов означало «бог». Это подтверждается рассказом Стурлезона о путешествии Торета и Карла в Биармию по реке Двина. Они были отправлены своим королём Олавом, известным как Святой, для торговли, но вместо этого совершили кражу: ограбили золото и серебро с кладбищ, сорвали с деревянного Иомалы дорогое ожерелье и взяли серебряную чашу с деньгами.
Древность чудского народа подтверждается тем, что и сегодня его остатки живут по Двине. Из-за общения с новгородцами они забыли свой родной язык.
В таком состоянии находилась Пермия во времена великого князя Владимира I и даже раньше, при Гаральде Пулхрикоме, когда здесь правили первые варяжские князья.
В те времена Финляндия была могущественной страной, управляемой своими правителями. Около первого века нашей эры на дочери финского короля Сния, Дриве, женился шведский король Вайланд, сын Свегдера. У них родился сын Висбур.
Также известен случай с Аги, Дагоновым сыном, который был пленным финским князем по имени Фростона. У него была дочь Скиалва, которая, заманив своего мужа в своё отечество, коварно убила его во сне, отомстив за смерть отца. Финны храбро противостояли нападениям на свою землю.
Они даже смогли победить Олава, получившего прозвище Святого. Нордские писатели считают, что храбрость финского народа во многом связана с колдовством, и это вызывало у них большое недовольство.
Эстония не уступала Финляндии ни в военном, ни в торговом отношении. Она активно торговала не только товарами, но и людьми.
Олав, сын Тригвона, был шведским королём, который в раннем возрасте попал в плен к морским разбойникам и был продан в Эстонию. Этот исторический факт нашёл подробное описание в жизнеописании великого князя Владимира Святославича.
Примерно в V веке нашей эры шведский король Ингварь, сын Остонов, совершал набеги на Эстонию, как это было в обычае в те времена. Однако эстонцы одержали победу в битве на морском берегу, и Ингварь был убит на поле боя, где и был похоронен.
Чтобы не перегружать текст, автор не хочет перечислять все военные конфликты между нормандцами и народами, жившими на побережье: пермянами, финнами и эстонцами. Однако по этим трём народам можно судить о том, насколько могущественными были их восточные соседи, о которых нормандцы не имели представления из-за большого расстояния.
Нестор Летописец упоминает множество народов: весь на Беле-озере, мерю в Ростовской и Переяславской земле по Клещину-озеру, а также черемису, мордву, печору и другие. Многие из этих народов были настолько значительными, что вместе со славянами из Новгорода отправляли послов к варягам, чтобы призвать князей на княжение. Так и пришёл Рюрик с братьями.
Если обратиться к могуществу чудского народа много веков назад, то можно увидеть, что он занимал обширные земли на севере и носил общее имя скифов, которое упоминается в работах греческих и римских авторов. В то время татары жили далеко на востоке Азии и, следовательно, не носили скифского имени у греков.
К древним народам, вероятно, относились аланы, роксоланы, лаки, амазонки и другие. Ещё предстоит определить, какой из этих народов носил имя скифов, которое древние авторы использовали для обозначения многих обитателей севера. Это имя применялось не только к народам, обитавшим далеко в Европе, вплоть до германцев, и на востоке, к неизвестным тогда азиатским государствам, но и к греческим поселенцам, которые жили вблизи Днепра и в Херсоне. Этих греков их соотечественники тоже называли скифами.
Как было отмечено ранее, славянские племена в то время назывались сарматами, хотя иногда их путали со скифами из-за незнания тогдашних писателей. Это происходило из-за того, что они часто перемещались с места на место. Так об этом сообщает в своём труде Михаил Васильевич.
В качестве подтверждения можно привести факт, что амазонки не могли понять скифский язык. Это говорит о том, что скифский язык не был похож на славянский.
Известно, что мидийский царь Киаксар отдавал скифам своих маленьких детей, чтобы они научились говорить на их языке. Это говорит о том, что корни славянского и мидийского языков также не были похожи на скифский. Таким образом, остаётся только искать скифское имя и народ среди чудского племени. Для этого, как считает автор, необходимо найти убедительные доказательства.
Профессор Бейер не совсем верно соотносит имя скифа с финским словом «скита», что означает «стрелок». Он объясняет это тем, что многие народы, такие как сарматы, парфяне и другие, были не менее искусны в стрельбе из лука и могли быть названы «стрелками» на греческом, а не на финском языке. Однако в одном он прав: он считает финнов, эстонцев и ливцов потомками древних скифов.
Ломоносов может подтвердить это следующими аргументами. Слово «скиф», согласно древнему греческому произношению, очень похоже на слово «чудь». Это слово не является греческим и, вероятно, было заимствовано у славян, которые жили между чудью и Грецией, в районе Дуная. Как это часто бывает, отдалённые народы получают имена, которые им дают соседи. В данном случае, услышав от славян слово «чудь», греки переняли его и, изменив произношение, назвали скифами.
Продолжение: https://bytopic.ru/post/6544
Предыдущая часть:https://bytopic.ru/post/6520
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке и донатам.
Всем Добра!
18 Ноя 2024 10:16 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же