|
История |
Что говорил М. В. Ломоносов о происхождении русского народа? (часть 4)
О славянских нравах, обычаях и верованиях
Обычаи разных поколений славян, несомненно, отличались, хотя во многом и были похожи. Помимо разделения по месту жительства, разница во времени также влияла на их поведение.
М. В. Ломоносов не описывает подробно древних предков славян — мидийцев, венетцев, иллирийцев, амазонок и сарматов — в их изначальном облике. Из-за особенностей климата и соседства с другими народами они не могли быть похожи на своих более поздних потомков, которые переселились в другие места. Но мы можем увидеть их в нескольких описанных автором миграциях.
Когда славяне стали известны благодаря своим войнам против римлян и греков, Прокопий Кесарийский, писатель того же века, оставил о них следующие воспоминания:
«Эти народы — славяне и анты — с древних времён живут под управлением, которое осуществляется всем народом. Они вместе разделяют как радость, так и горе. В обоих народах издавна существуют определённые традиции. Славяне и анты верили в единого бога, который, по их представлениям, создал молнию и весь мир. В его честь они приносили в жертву волов и другие дары. Однако, в отличие от многих других народов, славяне и анты не верили в судьбу и не считали, что она играет важную роль в жизни человека. Когда славяне или анты чувствовали, что их жизни угрожает опасность, например, во время болезни или перед сражением, они давали обещание Богу, что в случае спасения обязательно принесут жертву. Получив желаемое, они исполняли своё обещание в ближайшее время и верили, что эта жертва спасла их жизни. Кроме того, они поклоняются рекам и другим водным источникам, а также некоторым другим богам. Они приносят жертвы всем этим богам и пытаются предсказать будущее. Они живут в простых хижинах, которые разбросаны по разным местам, и часто переезжают с места на место. Когда они отправляются в бой, многие из них идут пешком, вооружённые щитами и копьями, без использования лат. Некоторые даже сражаются в одних штанах, не имея никакой другой одежды на теле. Хотя их язык и необычен, он един для всех. Эти люди высокие и сильные, с белой кожей и русыми волосами. Как и массагеты, они питаются простой и сухой пищей и, подобно им, не отличаются чистоплотностью. По своей природе они не злы и не коварны. Их образ жизни напоминает во многом образ жизни гуннов, что свидетельствует о простоте их быта». Речь идёт о славянах, которые жили в VI веке нашей эры у берегов Дуная.
Нестор рассказывает о славянских народах, которые жили на территории России. Он отмечает, что поляне унаследовали от своих предков такие качества, как кротость, стыдливость по отношению к родителям и близким, а также трепетное отношение к брачным узам. Древляне ведут себя очень жестоко: они убивают друг друга и едят мясо диких животных, которое считается нечистым. У них нет устоявшихся брачных традиций: они забирают себе в жёны незамужних девушек прямо у воды. Радимичи, кривичи, вятичи и северяне придерживаются схожих обычаев. Они живут в лесах, как дикие звери, и едят всё, что найдут. Они не стесняются позорить своих родителей. Вместо того чтобы создавать семьи, они собирались на игрищах между сёлами и танцевали. Там они выбирали себе жён из числа девушек, с которыми предварительно договаривались, и жили с ними по две или три. Когда кто-то умирал, над его телом устраивали тризну, а затем сжигали на погребальном костре. Пепел с костями помещали в сосуды, которые устанавливали на столбах, расположенных у дорог. Этот обычай, существовавший у кривичей ещё во времена Нестора, можно проследить с самого начала истории, начиная с прихода Рюрика.
Славяне, жившие на южном побережье Варяжского моря, с древних времён были увлечены купечеством. Ярким примером этого служит великий город Виннета, основанный и названный в честь венетов. Согласно Гелмолду, река Одра протекает через земли вендских народов на север. В её устье, где она впадает в Варяжское море, некогда находился прославленный город Виннета. Этот многонациональный город был пристанищем для греков и варваров, живших по соседству, и превосходил все европейские города по своему величию. В Виннете жили славяне, смешанные с другими народами — варварами и греками. Приезжим саксонцам тоже разрешалось селиться в этом городе, но с одним условием: они не должны были быть христианами, поскольку славяне до разрушения города поклонялись идолам. Этот народ славился своей честностью и добротой. Он был богат и активно торговал с разными странами, обладая всеми возможными редкостями и удовольствиями. Однако по приказу датского короля его судьба была разрушена, и теперь на его месте остались лишь руины. После этого события славянский народ в Померании начал заниматься морским разбоем.
Северные авторы, описывая быт и верования вендских славян, проживающих в Вагрии, утверждают, что у них было принято многожёнство. Мужчины могли иметь столько жён, сколько могли прокормить. Хотя венды верили в единого небесного бога, который заботился о них, они также почитали и других богов, которые помогали в земных делах. На острове Рюген был обнаружен деревянный идол Свентовита — бога, изображённого в коротком платье с четырьмя лицами. В левой руке он держал лук, а в правой — рог с вином. На его бедре висел огромный меч в серебряных ножнах. При нём висели огромное седло и узда. Четыре лица, по-видимому, символизировали четыре времени года. Жрец, используя имя этого идола, давал ответы на вопросы.
Особенно почитаемым у вагрийских славян был Прове, или Проно. Он стоял на высоком кудрявом дубе, а вокруг него на земле было расположено около тысячи идолов с двумя, тремя и более лицами. Перед Проном находился алтарь для жертвоприношений.
Радегаст изображался на троне с щитом, на котором была изображена голова быка. В левой руке он держал копье, а на шлеме у него был петух с распростёртыми крыльями. Сива, или Сиба, представлялась в образе обнажённой женщины с длинными волосами, ниспадающими до её ног. В правой руке она держала яблоко, а в левой — виноградную гроздь. Кроме того, в пантеоне существовали добрые и злые божества, такие как Чернобог и Белобог.
Кроме идолов, в различных местах почитались огни, которые никогда не гасли. Многие источники воды, родники и озёра были настолько священными, что люди черпали из них воду в полном молчании и благоговении. Тот, кто осмеливался осквернить эти места, подвергался смертной казни.
Одним из таких священных озёр было Студенец, расположенное на острове Рюген, в густом лесу. Хотя озеро было богато рыбой, люди не ловили её, чтобы не осквернять его святость. Змей почитали как домашних богов и строго наказывали тех, кто причинял им вред. Свентовит был особенно почитаем, и в его честь приносились жертвы. После сбора урожая весь народ собирался перед его капищем, чтобы отметить великий праздник. Во время этого праздника в жертву приносили скот. За день до торжества жрец тщательно убирал капище, прежде чем приступить к церемонии. На следующий день, в самый разгар праздника, народ собрался перед входом в капище. Там жрец взял из рук идола рог с вином, который наполнялся в течение года, и начал предсказывать, каким будет урожайный год. Если вина в роге оставалось много, это считалось признаком плодородия. В противном случае люди не надеялись на обильные плоды.
После этого жрец выливал вино из рога перед ногами Свентовита и наполнял его снова. Он выпивал вино за здоровье бога и просил его даровать людям изобилие, богатство и победу над врагами. Выпив рог до дна, он наполнял его снова и отдавал идолу в руки. Затем жрецы приносили в жертву большие круглые хлеба, испечённые из муки и мёда. Жрец ставил хлеб между собой и народом и молился об изобильной жатве будущего года. После этого он благословлял народ именем Свентовита, призывал к усердному принесению жертв и обещал в награду победу над врагами на суше и на море.
После этого дня люди предавались удовольствиям: еде и напиткам. Считалось, что если кто-то не напивался до потери сознания, то он проявлял неуважение к традициям.
Каждый человек обязан был ежегодно приносить треть своей добычи в жертву этому идолу. Триста конных воинов, отправленных в набеги, приносили всё награбленное в капище, где жрец использовал эти дары для украшения храма.
Часто в жертву этому идолу приносили христианских пленников. Их сажали верхом на лошадей, и в таком виде они должны были пройти через ритуал жертвоприношения. Лошадь привязывали к четырём сваям, а по обеим сторонам костра из дров разводили огонь. Живого коня и всадника сжигали заживо.
В то время славяне приносили кровавые жертвы другим своим идолам: Прову, или Прону, Сиве, Радегасту. В качестве жертв использовали христианских людей. После того как жертву заклали, жрец прикасался к её крови, что, по поверьям, должно было наделять его сверхъестественными способностями и даром предвидения. Когда жертвоприношение было завершено, начинался жертвенный пир с музыкой и танцами. Злым богам приносили кровавые жертвы и грустные молитвы, а также давали страшные клятвы. А добрым богам — радость, веселье, игры и весёлые застолья.
Обычно гадание о будущем происходило с помощью деревянных дощечек, одна сторона которых была чёрной, а другая — белой. Когда их бросали, то считали, что белая сторона предвещала хорошие события, а чёрная — плохие. Птицы, летящие в разные стороны, крики животных, а также движения пламени, течение воды и различные виды пены и струй также служили предсказанием.
Свентовиту был посвящён белый конь. Когда решали начать войну, перед капищем в землю втыкали шесть копий, по два вместе, острыми концами. После обычной молитвы жрец выводил коня, посвящённого богу, и тот скакал через эти копья. Когда на скаку конь заносит правую ногу вперёд, это считалось добрым знаком для предстоящего дела. Если же левая нога оказывалась впереди, это воспринималось как предупреждение о возможных неприятностях. По этому сигналу начиналась или откладывалась война.
Продолжение https://bytopic.ru/post/6520
Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6492
Буду рада вашим лайкам, комментариям, подписке и донатам.
Всем Добра!
16 Ноя 2024 11:23 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же