Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers33
История
Что говорил М. В. Ломоносов о происхождении русского народа? (часть 3)
О глубокой древности славянского народа

Михаил Васильевич Ломоносов считает, что о славянах стало известно западным писателям лишь в эпоху правления Юстиниана Великого, хотя сам народ и его язык уходят корнями в глубокую древность.

И он прав: народы не рождаются с именами, они получают их от окружающих. Некоторые народы называют себя и своих соседей одним и тем же именем, в то время как другие имеют необычные или даже неизвестные им самим прозвища.

Иногда старые названия забываются, и их заменяют новые, или же старое имя, которое распространилось за пределы страны, воспринимается чужеземцами как новое. Поэтому славянское имя, вероятно, было в употреблении гораздо раньше, чем оно достигло Греции или Рима и стало общепризнанным. Однако, прежде чем искать корни этого имени, автор предлагает нам убедиться в его древности.

Во-первых, можно с уверенностью говорить о величии и могуществе славянского народа, который существует уже более полутора тысяч лет. Невозможно представить, чтобы в первом веке нашей эры он вдруг разросся до такого большого количества людей, это противоречит законам природы и опыту других великих народов, как считает Ломоносов.

Это утверждение находит подтверждение в многочисленных работах древних авторов. Первое из них касается ранних поселений славян-вендов в Азии. Эти народы были тесно связаны с европейскими славянами, которые, как считается, произошли от них.

Плиний пишет: «За рекой Виллией лежит Пафлагония, которую некоторые называют Пилименской. Сзади она окружена Галатией. В Милезии находятся города Мастия и Кромна».

Корнелий Непот также говорит о енетов и венетов, утверждая, что эти народы произошли от них. Птолемей, хоть и ранее придерживался другого мнения, позже согласился с Непотом. Эту точку зрения поддержали Курций и Солин.

Плиний рассказывает, что Катон тоже верил в происхождение венет от троянцев. Великий историк Ливий описывает этот процесс более подробно. Он пишет: «Антенор, после долгих скитаний, прибыл во внутренние районы Адриатического залива в сопровождении множества енетов. Эти люди были изгнаны из Пафлагонии во время восстания и лишились своего короля Пилимена у Трои. Поэтому они искали новое место для поселения и предводителя. После того как евганеи, жившие между морем и Альпийскими горами, были вытеснены, енеты и троянцы заняли эти земли. Отсюда и название селу — Троя, а народ получил название венеты».

Некоторые исследователи, как пишет Михаил Васильевич, полагают, что венеты пришли из Галлии, где они были известны ещё во времена Юлия Цезаря. Однако Катон, Непот и Ливий, несомненно, были осведомлены об этом факте, и их свидетельства делают спорное утверждение менее значимым.

Вполне вероятно, считает автор, что галло-венеты являются потомками венетов с Адриатики. За тысячу лет, прошедших после падения Трои, они могли легко преодолеть небольшое расстояние и распространиться по Европе.

Славянское племя в Азии имеет древнюю историю, о которой европейские историки не рассказывают. Ломоносов не берётся ни утверждать, ни опровергать мнение, что Мосох, внук Ноя, был предком славянского народа. Поэтому учёный оставляет каждому возможность сформировать собственное мнение, избегая использования Священного Писания для подтверждения лжи. Он также не намерен ссылаться на светских писателей.

Однако Михаил Васильевич может предположить, что в Азии существовали и другие сильные народы, родственные славянскому племени, которые были известны ещё в древности. Их величие и могущество, проявившиеся задолго до падения Трои, свидетельствуют о том, что их история началась задолго до этого события.

В предыдущей части было установлено, что сарматы, венеды и славяне являлись родственными племенами. О сарматах, живших на востоке, Плиний писал, что они были мидийского происхождения, обитали на реке Дон и делились на разные поколения.

Этот же автор и Страбон предполагали, что некоторые мидийские племена могли жить в Европе вместе с фракийцами, то есть в сарматских землях. Это повышает вероятность родства сарматов с мидянами.

Мидийские народы, переселяясь с востока на запад, могли получить название сарматов, однако некоторые их поколения могли сохранить свои прежние имена, подобно тому как славяне в Новгородской земле сохранили свои уникальные названия среди других славянских племен.

Некоторые мидийские выражения, похожие на славянские, не могли бы стать достаточным основанием для предположения о родстве, если бы не ценные свидетельства древних авторов.

Геродот свидетельствует, что амазонки произошли от сарматов и говорили на их языке. Скифский язык они усвоили от будинов, но не в первозданном виде.

Плиний также упоминает о сарматах-гинекократуменах, то есть о женах, которые заключали браки с амазонками (не стоит путать это племя с мифическим племенем женщин-воительниц). Он также пишет о сарматских амазонках, что позволяет предположить, что они были частью славянского племени.

В Азии обитали разнообразные племена, такие как пафлагоны, енеты, мидяне и амазонки. Можно предположить, считает Ломоносов, что мосхи, жившие по соседству, были с ними одного происхождения. Также многие авторы считают, что московский народ происходит от мосхов.

Михаил Васильевич обнаружил древние источники, подтверждающие, что Мосхиния была соседской территорией амазонок и сарматов. Однако он не может с уверенностью утверждать об их общем происхождении.

Более того, в трудах Страбона было обнаружено противоречие этому мнению. Он (Страбон) писал: «Мосхиния разделена на три части: одну занимают колхи, вторую — иверы, третью — армяне». Эти народы значительно отличаются от славян.

В летописях, написанных до основания Москвы, не имеется упоминаний о народе с таким именем в русских землях. Даже Нестор, который подробно описывал славянские поколения, не упоминает мосхов. Учитывая, что ни иностранные, ни отечественные писатели не упоминали о мосхах в течение длительного времени, нельзя с уверенностью утверждать, что мосхи и московские славяне были родственниками без веских доказательств.

В Южной Европе о древности и могуществе славян свидетельствуют труды Геродота. Этот древний историк считает венедов и иллирийцев одним народом и описывает их обычаи, которые были похожи на обычаи мидийцев. Это подтверждает ранее доказанное единство этих народов.

Иллирийцы славятся своей глубокой древностью, уходящей корнями в легендарные времена, а также воинственностью, проявившейся в сражениях с греками и римлянами.


Некоторые учёные считают, - говорит Ломоносов, - что древних иллирийцев следует отличать от современных славян, живущих в Иллирии. В качестве доказательства они приводят свидетельства Иордана и Прокопия, которые описывают переселение славян через Дунай с севера. В новых местах, где обосновались славяне, они находят имена славянского происхождения, но не обнаруживают их в старых.

Однако эти аргументы не кажутся достаточно убедительными. Действительно, в начале VI века славяне переселились через Дунай из северных земель и поселились в Далмации и Иллирии. Но означает ли это, что они или их предки никогда раньше не жили на этой территории?

Вероятно, как считает Ломоносов, во время войны иллирийские славяне, столкнувшись с римской угрозой, были вынуждены бежать через Дунай в северные земли. Затем, когда римляне ослабли, они попытались вернуться на свои прежние территории.

Есть веские основания полагать, что это действительно так. Например, Нестор, известный летописец, утверждает, что во времена апостола Павла в Иллирии уже жили славяне. Он также сообщает, что славяне, обитавшие вдоль Дуная, были вынуждены переселиться на север из-за присутствия римлян, которые обосновались среди них. Эти славянские племена обосновались на берегах рек Буга, Вислы, Днепра, Двины и Волхова.

Плиний также упоминал, что ему было трудно произносить названия иллирийских народов. Это явный признак того, что они не были заимствованы из греческого или латинского языков, с которыми Плиний был хорошо знаком. Многие города с древних времён носят славянские названия, что также подтверждает эту теорию.

Следы древнего славянского имени можно обнаружить, например, у Птолемея, который упоминает ставан. Особенности греческого и латинского языков не позволяют им произнести славянское имя, поэтому прежде их называли ставанами, а затем склаванами и сфлаванами.

Амазоны, или алазоны, — это ещё один славянский народ, который в переводе с греческого языка означает «самонадеянные». Очевидно, что это имя является греческим эквивалентом славянского слова «славяне», то есть «славящиеся».

Имена славянских государей, пишет Ломоносов, которые стали известны одновременно с названием народа, не могли возникнуть на пустом месте. Они существовали задолго до этого. Сначала народ называли по именам своих правителей и героев. А затем, благодаря славе своих деяний, он утвердил себе новое имя, которое, хотя и распространилось по миру позже, уже давно было в употреблении внутри страны.

Продолжение: https://bytopic.ru/post/6505

Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6481

Буду рада комментариям, лайкам, подписке и донатам.

Другие интересные статьи вы может почитать на моём канале в разделе "История".

Всем Добра!
15 Ноя 2024 10:08
160
2
Комментарии (0)
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram