|
|
| Экономика |
Деньги в литературе (часть 1)
Деньги - такая штука, были до нас и останутся в том или ином виде после нас
Тем-то они и любопытны. Поэтому посмотрим на деньги не как на платёжное средство, а как на объект. Или как в зеркало?

.
Деньги, как и язык, появились вместе с Homo sapiens, как и математика, как и религия, как искусство.
Получается деньги - характерный признак нашего вида, будь то ракушки каури или значки на экране. Деньги - необходимый элемент наших взаимоотношений. Именно человеческих! Ведь ни у какого другого вида ничего подобного нет.
И они могут многое рассказать о нас, если бы, конечно деньги умели говорить-)) Но они молчат...
Мы же рассказываем о себе сами. Разумеется, через литературу мы (точнее те из нас, кто умеет рисовать словами) изображаем все детали нашего жития-бытия.
Итак, деньги в литературе
Одним из самых ранних произведений, где впервые поставлен денежный вопрос можно считать пьесу Аристофана "Плутос" (Богатство) написана в 388 году до н э.
Там бог богатства, изображён слепым и неспособным справедливо раздавать блага. Собственно, пьеса и высмеивает несправедливое распределение богатства в обществе и задаётся, весьма важным вопросом: а, что будет, если Плутос прозреет? Начнёт ли даровать богатство только достойным?
Кстати, от Плутоса произошло всем известное словечко "плут"
А впоследствии и особый жанр плутовской роман. Самый нам хорошо известный "Двенадцать стульев"
Но всё же богатство во времена античности ассоциируется не с деньгами, как таковыми, а с владением активами: землёй, недвижимостью, рабами.
В средние века
Богатство - это про военные трофеи и данников. Такова экономика в то время. Торговля - хорошо, но мало. Куда выгодней оттяпать кусок у соседа, а ещё лучше под благовидным предлогом в порыве религиозных чуйств сплавить в крестовый поход лишних претендентов на наследство.
Однако, слишком откровенное стремление к наживе осуждается, именно жадность толкает вассалов на предательство сюзерена.
Цикл об Артуре и рыцарях круглого стола. " Песнь о Роланде"
Басни, притчи, сатирические рассказы того периода высмеивают и порицают излишнюю привязанность к деньгам. Моду задаёт Церковь, призывающая собирать богатства для "жизни после жизни"
Европейская литература отражает социально-экономическую реальность своего времени. Когда деньги воспринимаются не столько средством обмена, сколько символом статуса и власти. Простолюдинам деньги нужны лишь в минимальном количестве. Ростовщиков не жалуют. Их золотой век ещё впереди.
Продолжение
Тем-то они и любопытны. Поэтому посмотрим на деньги не как на платёжное средство, а как на объект. Или как в зеркало?
.
Деньги, как и язык, появились вместе с Homo sapiens, как и математика, как и религия, как искусство.
Получается деньги - характерный признак нашего вида, будь то ракушки каури или значки на экране. Деньги - необходимый элемент наших взаимоотношений. Именно человеческих! Ведь ни у какого другого вида ничего подобного нет.
И они могут многое рассказать о нас, если бы, конечно деньги умели говорить-)) Но они молчат...
Мы же рассказываем о себе сами. Разумеется, через литературу мы (точнее те из нас, кто умеет рисовать словами) изображаем все детали нашего жития-бытия.
Итак, деньги в литературе
Одним из самых ранних произведений, где впервые поставлен денежный вопрос можно считать пьесу Аристофана "Плутос" (Богатство) написана в 388 году до н э.
Там бог богатства, изображён слепым и неспособным справедливо раздавать блага. Собственно, пьеса и высмеивает несправедливое распределение богатства в обществе и задаётся, весьма важным вопросом: а, что будет, если Плутос прозреет? Начнёт ли даровать богатство только достойным?
Кстати, от Плутоса произошло всем известное словечко "плут"
А впоследствии и особый жанр плутовской роман. Самый нам хорошо известный "Двенадцать стульев"
Но всё же богатство во времена античности ассоциируется не с деньгами, как таковыми, а с владением активами: землёй, недвижимостью, рабами.
В средние века
Богатство - это про военные трофеи и данников. Такова экономика в то время. Торговля - хорошо, но мало. Куда выгодней оттяпать кусок у соседа, а ещё лучше под благовидным предлогом в порыве религиозных чуйств сплавить в крестовый поход лишних претендентов на наследство.
Однако, слишком откровенное стремление к наживе осуждается, именно жадность толкает вассалов на предательство сюзерена.
Цикл об Артуре и рыцарях круглого стола. " Песнь о Роланде"
Басни, притчи, сатирические рассказы того периода высмеивают и порицают излишнюю привязанность к деньгам. Моду задаёт Церковь, призывающая собирать богатства для "жизни после жизни"
Европейская литература отражает социально-экономическую реальность своего времени. Когда деньги воспринимаются не столько средством обмена, сколько символом статуса и власти. Простолюдинам деньги нужны лишь в минимальном количестве. Ростовщиков не жалуют. Их золотой век ещё впереди.
Продолжение
| 04 Ноя 2025 21:28 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (3)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также
Перейти в тему:











Когда-то в нашей стране рассказывалось об утопии Коммунизма, когда не будет денег. Там очень интересно, если почитать. Похоже на семейные отношения внутри общества.