|
|
История |
Мост в прошлое: как Путин решил воплотить очередную идею Сталина
После реализации крымского моста, который многие назвали архитектурной сенсацией XXI века, в Кремле решили воскресить ещё один грандиозный проект из глубин советской истории. Речь идёт о транспортной артерии, способной навсегда изменить логистическую карту Дальнего Востока — тоннеле или мосте между материком и островом Сахалин. Идея, которую впервые озвучил Иосиф Сталин ещё в начале 1950-х годов, спустя 70 лет вновь оказалась в центре внимания российской власти.
СССР всегда стремился опережать весь остальной мир по масштабам инженерных и технологических свершений. От первых в мире атомных электростанций до орбитальных станций — советская мечта всегда была направлена вперёд. Однако в этой гигантской машине прогресса существовали и проекты, о которых долгие десятилетия нельзя было говорить вслух. Они были окутаны грифом «совершенно секретно», ведь представляли не только научную, но и стратегическую ценность. Одним из таких проектов стал мост или тоннель до Сахалина — настоящая стройка века, о которой известно далеко не всем.

Секретная магистраль Сталина
В январе 1950 года Сталин дал старт идее железнодорожного соединения материка с Сахалином. Уже 5 мая того же года Совмин СССР подписал строго засекреченное постановление о строительстве железнодорожной линии «Комсомольск-на-Амуре — Победино», важнейшим элементом которой должен был стать подводный тоннель в районе мыса Лазарева.
Грандиозный по замыслу проект задумывался не только как экономический рывок, но и как стратегически важная транспортная артерия — надёжная, защищённая от бомбардировок и погодных катастроф. Для маскировки было даже предусмотрено создание ложных ориентиров предполагаемого местоположения тоннеля в радиусе 50 км — чтобы сбить с толку потенциального противника.
Сталин контролировал ход работ лично. По воспоминаниям современников, он звонил руководителям стройки с жёсткими напоминаниями о сроках и личной ответственности. Всё это происходило в атмосфере строгой секретности, когда информация о реальном масштабе строительства не покидала узкий круг лиц.

Амбиции, прерванные смертью
К 1953 году на материке уже было проложено более 120 км железнодорожного полотна. На берегу Татарского пролива началась подготовка к бурению шахты — велось строительство искусственного острова на расстоянии 1,5 км от берега. Но на островной части, в районе станции Победино, проект застопорился: суровые климатические условия, слабая инфраструктура и нехватка ресурсов не позволили достичь даже начального этапа укладки железнодорожных путей.
Смерть Сталина 5 марта 1953 года поставила крест на этой эпопее. Новое руководство страны не было заинтересовано в столь дорогостоящем и сложном проекте. Стройку свернули, документы засекретили, а остатки подготовительных работ на долгие годы забыли под слоем времени и песка.

Возвращение идеи спустя 70 лет
Прошло семь десятилетий, прежде чем идея, замороженная в сталинских кабинетах, вновь обрела политическую актуальность. В 2017 году Владимир Путин обозначил проект транспортного коридора «материк — Сахалин — Хоккайдо» как «абсолютно планетарный по масштабу». Это не просто мост или тоннель — это геополитический рывок, способный кардинально изменить маршруты торговли и логистики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Согласно заявленным планам, предстоит проложить около 500 километров железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до мыса Лазарева и далее — к сахалинской станции Ныш. Основной переход через пролив Невельского сравнительно короткий — всего 7 километров, но сложность заключается в геологических условиях, сейсмической активности и отдалённости региона.

Дальше — ещё амбициознее. Вторая часть проекта предполагает соединение южной части Сахалина с японским островом Хоккайдо. Речь идёт о так называемом смешанном (автомобильно-железнодорожном) переходе, который Россия предлагает строить совместно с Японией. Если проект будет реализован, то по этому маршруту сможет пройти Евразийская магистраль от Лондона до Токио без пересадок.
Экономика, инвестиции и вопросы будущего
На совете директоров РЖД обсуждение вопроса о привлечении частных инвестиций так и не состоялось. Основное финансирование предполагалось распределить между государственным бюджетом (около 100 млрд рублей), Фондом развития Дальнего Востока (90 млрд рублей) и Корпорацией развития Сахалинской области (60 млрд рублей). Также правительство предложило ввести налоговые преференции, в частности, полное освобождение от налога на имущество до 2073 года. Вариант частичной концессии также оставался на повестке.
Однако, несмотря на амбициозные заявления и внушительный масштаб, проект до сих пор остаётся на стадии концептуального обсуждения. Его реализация — вопрос не только техники и денег, но и политической воли, международных соглашений и стабильности в регионе.
Идея, рождённая в сталинских кабинетах, пережила своего создателя, эпоху холодной войны и крах Советского Союза. Сегодня, спустя десятилетия, она вновь становится символом амбиций и инженерного дерзновения. Смогут ли современные власти довести до конца проект, не реализованный даже при всесильном Сталине? Вопрос остаётся открытым. Но сам факт возвращения к идеям прошлого говорит о том, что история, как ни странно, не только учит, но и вдохновляет.
СССР всегда стремился опережать весь остальной мир по масштабам инженерных и технологических свершений. От первых в мире атомных электростанций до орбитальных станций — советская мечта всегда была направлена вперёд. Однако в этой гигантской машине прогресса существовали и проекты, о которых долгие десятилетия нельзя было говорить вслух. Они были окутаны грифом «совершенно секретно», ведь представляли не только научную, но и стратегическую ценность. Одним из таких проектов стал мост или тоннель до Сахалина — настоящая стройка века, о которой известно далеко не всем.
Секретная магистраль Сталина
В январе 1950 года Сталин дал старт идее железнодорожного соединения материка с Сахалином. Уже 5 мая того же года Совмин СССР подписал строго засекреченное постановление о строительстве железнодорожной линии «Комсомольск-на-Амуре — Победино», важнейшим элементом которой должен был стать подводный тоннель в районе мыса Лазарева.
Грандиозный по замыслу проект задумывался не только как экономический рывок, но и как стратегически важная транспортная артерия — надёжная, защищённая от бомбардировок и погодных катастроф. Для маскировки было даже предусмотрено создание ложных ориентиров предполагаемого местоположения тоннеля в радиусе 50 км — чтобы сбить с толку потенциального противника.
Сталин контролировал ход работ лично. По воспоминаниям современников, он звонил руководителям стройки с жёсткими напоминаниями о сроках и личной ответственности. Всё это происходило в атмосфере строгой секретности, когда информация о реальном масштабе строительства не покидала узкий круг лиц.
Амбиции, прерванные смертью
К 1953 году на материке уже было проложено более 120 км железнодорожного полотна. На берегу Татарского пролива началась подготовка к бурению шахты — велось строительство искусственного острова на расстоянии 1,5 км от берега. Но на островной части, в районе станции Победино, проект застопорился: суровые климатические условия, слабая инфраструктура и нехватка ресурсов не позволили достичь даже начального этапа укладки железнодорожных путей.
Смерть Сталина 5 марта 1953 года поставила крест на этой эпопее. Новое руководство страны не было заинтересовано в столь дорогостоящем и сложном проекте. Стройку свернули, документы засекретили, а остатки подготовительных работ на долгие годы забыли под слоем времени и песка.
Возвращение идеи спустя 70 лет
Прошло семь десятилетий, прежде чем идея, замороженная в сталинских кабинетах, вновь обрела политическую актуальность. В 2017 году Владимир Путин обозначил проект транспортного коридора «материк — Сахалин — Хоккайдо» как «абсолютно планетарный по масштабу». Это не просто мост или тоннель — это геополитический рывок, способный кардинально изменить маршруты торговли и логистики в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Согласно заявленным планам, предстоит проложить около 500 километров железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до мыса Лазарева и далее — к сахалинской станции Ныш. Основной переход через пролив Невельского сравнительно короткий — всего 7 километров, но сложность заключается в геологических условиях, сейсмической активности и отдалённости региона.
Дальше — ещё амбициознее. Вторая часть проекта предполагает соединение южной части Сахалина с японским островом Хоккайдо. Речь идёт о так называемом смешанном (автомобильно-железнодорожном) переходе, который Россия предлагает строить совместно с Японией. Если проект будет реализован, то по этому маршруту сможет пройти Евразийская магистраль от Лондона до Токио без пересадок.
Экономика, инвестиции и вопросы будущего
На совете директоров РЖД обсуждение вопроса о привлечении частных инвестиций так и не состоялось. Основное финансирование предполагалось распределить между государственным бюджетом (около 100 млрд рублей), Фондом развития Дальнего Востока (90 млрд рублей) и Корпорацией развития Сахалинской области (60 млрд рублей). Также правительство предложило ввести налоговые преференции, в частности, полное освобождение от налога на имущество до 2073 года. Вариант частичной концессии также оставался на повестке.
Однако, несмотря на амбициозные заявления и внушительный масштаб, проект до сих пор остаётся на стадии концептуального обсуждения. Его реализация — вопрос не только техники и денег, но и политической воли, международных соглашений и стабильности в регионе.
Идея, рождённая в сталинских кабинетах, пережила своего создателя, эпоху холодной войны и крах Советского Союза. Сегодня, спустя десятилетия, она вновь становится символом амбиций и инженерного дерзновения. Смогут ли современные власти довести до конца проект, не реализованный даже при всесильном Сталине? Вопрос остаётся открытым. Но сам факт возвращения к идеям прошлого говорит о том, что история, как ни странно, не только учит, но и вдохновляет.
12 Апр 2025 12:59 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (1)
21 Апр 13:28 |
Безумно интересно!
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также

Перейти в тему: