Login
СправкаГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Приложения
НастройкиВходРегистрация
Avatar
Светлана Subscribers52
История
«Русская правда» или законы Ярослава (часть 4)

В законах Ярослава говорилось, что после смерти простолюдина, который не оставил наследников, всё его имущество становится собственностью государства. Однако, если у него есть незамужние дочери, им выделяется доля из наследства. В случае смерти боярина или дружинника, не оставившего после себя наследников по мужской линии, его имущество переходит к дочерям. Если же дочерей не осталось, то имущество переходит к родственникам или князю.

В этой истории раскрывается привилегия, которой обладали бояре, служившие в дружине. Они могли передавать своё имущество по наследству. После смерти человека его имущество распределялось согласно завещанию, если оно было. Если же завещание отсутствовало, то наследство делилось между детьми, а часть его передавалась церкви для упокоения души усопшего.

В соответствии с законодательством, младший сын наследовал отцовский дом, так как считался наименее способным к приумножению богатства. В то же время вдова получала имущество, завещанное ей мужем, но не имела права претендовать на наследство.

В соответствии с древнерусскими правовыми нормами, дети, рожденные в первом браке, имели право на наследство от матери или на приданое от отца. В то же время сестры не обладали правом на наследство, за исключением того, что предоставлялось им братьями.

Вдова, принявшая решение о безбрачии, должна была вернуть детям всё имущество, которое было приобретено после заключения нового союза. Однако дети не имели права выселить её из дома или забрать оставленное мужем имущество. Вдова могла выбрать одного из детей в качестве наследника или разделить имущество поровну между ними. В случае смерти матери, не оставившей завещания, её имущество переходило в собственность детей, с которыми она проживала.

В случае если у матери было несколько детей от разных мужей, каждый из них получал свою долю наследства от своего родителя. Если второй муж расточил имущество первого и скончался, дети второго были обязаны возместить его детям первого на основании свидетельских показаний. Если между братьями возникали споры о наследстве, княжеский отрок, который должен был разрешить этот конфликт, получал в качестве вознаграждения гривну за свои усилия.

Если мать, имевшая несовершеннолетних детей, умирала, опека над детьми переходила к ближайшему родственнику. Вместе с детьми опекун получал также имущество и дом. Опекун, назначенный для управления имуществом, имел право распоряжаться им по своему усмотрению, в том числе получать вознаграждение за свои усилия и заботу о подопечных. Однако потомство от рабов и скота оставалось детям. За всё утраченное отвечал опекун, которым мог быть и отчим.

Согласно законодательству, дети, рожденные от рабыни, не могли претендовать на наследство, но вместе с матерью они обретали свободу.

Князь, будучи верховным судьёй, рассматривал судебные дела у себя во дворе. Однако он делегировал ответственность за уголовные разбирательства своим подчинённым — тиунам и отрокам.

Должностные лица, ответственные за рассмотрение уголовных дел, именовались вирниками. Каждый судья имел помощника: отрока, метельника или писца. Эти помощники получали вознаграждение от населения и пошлину с каждого дела. Для того чтобы вирник и его помощник могли выполнять свои функции, им предоставлялись лошади.

В одном из списков, обнаруженных в Новгороде, упоминается, что в судебных процессах принимали участие двенадцать присяжных заседателей. Вероятно, они руководствовались совестью, вынося решение, после чего судья мог вынести приговор и назначить наказание.

В Скандинавии тоже существовала такая практика, которая позже была перенята Великобританией и до сих пор используется в уголовном судопроизводстве. В своей книге «Деяния данов» Саксон Грамматик упоминает, что в VIII веке король Дании Рагнар Лодброк ввёл институт суда присяжных.

Устав Ярослава — это сборник правовых норм, который отражает традиции и образ жизни Древней Руси. Однако в этом документе не упоминаются некоторые виды преступлений, такие как отравление и насилие над женщинами, которые были известны в римском праве. Возможно, это связано с тем, что в Древней Руси подобные преступления были не очень распространены, а доказательства их совершения могли быть неоднозначными и трудными для понимания законодателем. Но в этом документе не отражены многие аспекты и сделки, которые были характерны для ранних этапов развития гражданского общества в Древней Руси.

В те далёкие времена общественные отношения строились на принципах взаимного уважения и чести, а не на законах. Физические наказания не применялись. Виновный мог быть лишён свободы, жизни или обязан выплатить компенсацию.

Законы того времени отличались строгостью и ясностью, подобно законам древних германцев, описанным Монтескьё. Они вызывали глубокое уважение у людей, которые высоко ценили честность и боялись рабства больше, чем смерти.

Важно отметить, что германские племена, завоевавшие Европу, не всегда предоставляли равные права всем покоренным народам. Например, согласно Салическому закону, за убийство франка полагался штраф в размере 200 солидов, в то время как за убийство римлянина наказание было вдвое меньше.

В законодательных актах, приписываемых Ярославу, нет четкого разделения между варягами и славянами. Это свидетельствует о том, что варяжские князья были избраны славянами для управления государством, а не пришли на наши земли с целью завоевания.

Ярославу также приписывают авторство древнего устава, который регулировал жизнь в Новгороде. Этот документ позволяет нам понять, что Новгород уже в те времена был крупным городом, разделённым на пять частей: Словенский, Неревский, Горничий, Людин и Плотницкий районы. Жители были организованы в сотни, которые носили имена своих старейшин. Одна из улиц называлась Добрыниной — в честь знаменитого воеводы и дяди Владимира. Главный торговый ряд носил название Великий ряд.

В Новгороде, в период активного торгового обмена с другими странами, иностранные купцы селились на отдельных улицах. Среди них были представители разных народов, таких как немцы, варяги, готы и готландцы.

Существует предположение, что церковный устав, о котором упоминается в поздних летописях и который предположительно был создан в XIV веке, является подделкой. Как и так называемый устав Владимира, этот устав наделял епископов исключительными полномочиями в вопросах, касающихся защиты женской чести, обид, нанесённых женщинам, разводов, кровосмешения, ссор между детьми и родителями, а также поджогов, краж, драк и других подобных деяний.

Однако этот устав не соответствует Русской Правде и содержит формулировки и термины, характерные для более позднего периода. Например, в нём упоминаются штрафы в рублях, которые не использовались в денежном обращении во времена Ярослава.

Предыдущая часть:
https://bytopic.ru/post/8338

Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке!

Всем Добра!
25 Фев 2025 16:26
585
2
Комментарии (2)
Русский Бомж   25 Фев 19:09
спасибо. интересно.
Like1
Светлана   25 Фев 19:28
Русский Бомж, благодарю!
Like1
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram