Login
СправкаГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Приложения
НастройкиВходРегистрация
Avatar
Светлана Subscribers51
История
О "Повести временных лет" и ещё немного о Несторе

Преподобный Нестор, живший в XI–XII веках, является автором «Повести временных лет», которая была завершена в 1112–1113 годах. Это выдающееся произведение представляет собой историю Руси как неотъемлемой части всемирной истории и пути к спасению. Оно основано на множестве источников и осмыслено с точки зрения христианской церкви.

«Повесть временных лет» — это выдающийся памятник древнерусской литературы, дошедший до нас в составе более поздних летописных сборников. Среди них выделяются Лаврентьевская летопись, написанная в 1377 году, Первая Новгородская летопись XIV века и Ипатьевская летопись XV века.

Считается, что автором «Повести временных лет» является преподобный Нестор, который использовал материалы из двух ранних летописных сводов: Древнейшего, составленного в 70-х годах XI века, и Начального, созданного в 1093–1095 годах. В тексте «Повести временных лет» прослеживаются явные параллели с византийской хроникой Георгия Амартола.

Работы преподобного Нестора настолько достоверны и полны, что историки до сих пор обращаются к ним как к самому надёжному источнику информации о Древней Руси.

В Российской национальной библиотеке бережно хранится Лаврентьевская летопись, которая была создана в 1377 году. Это выдающееся произведение служит основой для изучения истории Руси.

«Повесть временных лет» — это не просто «повесть», а книга, охватывающая значительный период истории Руси, целую эпоху. Её полное название звучит так: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и как возникла Русская земля».

В своем труде Нестор, будучи убежденным православным христианином, создает историческую летопись, в которой особое внимание уделяется подвигам святых Кирилла и Мефодия, сыгравших важнейшую роль в просвещении Руси после её крещения.

Летописец также подробно рассказывает о жизни и деяниях князя Владимира, который становится центральным персонажем «Повести временных лет». Нестор сравнивает его с Иоанном Крестителем, с глубоким почтением и теплотой описывая его подвиги и жизненный путь.

«Повесть временных лет» представляет собой произведение, отличающееся глубиной духа, исторической достоверностью и патриотическим пафосом. Эти качества ставят его в один ряд с величайшими литературными шедеврами мировой истории.

Данное произведение — это не просто хроника событий, а глубокий анализ истории Руси. В нём запечатлены не только исторические факты, но и мысли, чувства и мировоззрение людей того времени.

Автор «Повести временных лет», Нестор, не ограничивался фиксацией событий. Он стремился понять, как формировалась русская нация, какие ценности были важны для людей того периода и как они воспринимали себя в мире. Нестор задавался вопросами о происхождении и будущем русского народа, его уникальности и месте в мировой истории.

Труд Нестора, посвящённый истории Древней Руси, представляет собой выдающееся литературное произведение, созданное в XI–XII веках.

Одним из первых исследователей этого труда стал известный русский историк и географ Василий Никитич Татищев. Однако наиболее значимые открытия в изучении «Повести временных лет» были сделаны археографом Павлом Михайловичем Строевым. Он предложил новый подход к анализу летописи, рассматривая её как результат объединения нескольких более ранних летописных источников. Благодаря этому подходу, все сохранившиеся летописи стали восприниматься как сборники.

Выдающийся русский учёный-филолог и историк конца XIX — начала XX века А. А. Шахматов разработал теорию, согласно которой каждый летописный свод представляет собой уникальное историческое произведение, отражающее политическую ситуацию своего времени и места создания. Он установил связь между историей летописей и историей всей страны.

В своих работах «Исследования о древнейших русских летописных сводах» (1908 год) и «Повесть временных лет» (1916 год) А. А. Шахматов выдвинул революционную теорию о происхождении «Повести временных лет».

Как выяснили учёные, первая редакция «Повести временных лет» была написана Нестором в Киево-Печерском монастыре в период с 1110 по 1112 год. Затем, в 1116 году, в Выдубицком Михайловском монастыре в Киеве появилась вторая редакция, автором которой был игумен Сильвестр. И наконец, в 1118 году была создана третья редакция «Повести».

Есть предположение, что третья редакция «Слова о полку Игореве» была написана по заказу новгородского князя Мстислава I Владимировича или, возможно, по его личной инициативе.

Советский учёный Д. С. Лихачёв предположил, что в период с 1030-х по 1040-е годы по инициативе князя Ярослава Мудрого были собраны и систематизированы устные предания о распространении христианства на Руси. Эти предания стали основой для будущей летописи.

Отец русской истории Нестор Летописец

В своей трагедии «Борис Годунов», написанной в 1824–1825 годах и опубликованной в 1831-м, Александр Сергеевич Пушкин создал образ летописца Пимена, вдохновлённый личностью Нестора, великого летописца древности.

Подобно Нестору, Пимен был верен правде, даже если она не всегда была очевидна и, по словам Пушкина, «не украшала пишущего».

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской лавры в 1196 году. В своих последних трудах он размышлял о единстве Руси и её объединении в христианской вере. Летописец завещал печерским монахам продолжить его дело. Среди тех, кто продолжил дело преподобного Нестора в области летописания, можно выделить следующих выдающихся личностей:

- Преподобный Сильвестр, будучи игуменом Выдубицкого монастыря в Киеве, оставил заметный след в истории летописания.

- Игумен Моисей, преемник преподобного Нестора, дожил до 1200 года.

- Игумен Лаврентий, автор Лаврентьевской летописи, созданной в 1377 году, стал одним из самых выдающихся летописцев своего времени.

Все известные нам летописцы считали преподобного Нестора своим духовным наставником и видели в нём образец выдающегося писателя и человека, посвятившего свою жизнь молитвенному подвигу.

В ходе исследования было установлено, что преподобный Нестор дожил до 65 лет. Его нетленные мощи по сей день хранятся в Ближних пещерах (Антониевых) Киево-Печерской лавры.

В начале XXI века «Общество любителей истории», основанное при Киевском университете, приняло решение украсить гробницу преподобного Нестора, украсив её изящными серебряными изделиями.

Летописная история Руси представляет собой уникальное наследие древнерусской книжной культуры, не имеющее себе равных по своей масштабности и содержательности в мировой литературе. В этом собрании можно найти разнообразные источники, такие как летописи, повести, сказания и жития, охватывающие период с XII по XVI век и повествующие об истории Руси.

Буду рада вашим комментариям, лайкам и подписке на мой канал.

Другие мои статьи по теме «История» можно почитать здесь:
https://bytopic.ru/channel/nabludatel?topic=history

Всем Добра!
24 Янв 2025 11:55
950
7
Комментарии (33)
МастерDDD   24 Янв 12:37
С точки зрения официальной истории, да очень выдающийся человек. Совсем недавно прочла интересный факты про Нестора, что поставило под сомнение его биография и творения. Процитирую: Кто является автором подлинной «Повести временных лет»?

По официальным данным она написана Нестором на рубеже XI-XII веков. Ни в одном собрании мира вы не найдёте «Повесть временных лет», записанную рукой Нестора. Да и сам Нестор вряд ли был первым автором.

По версии филолога А. А. Шахматова Нестор переработал Начальный свод 1093 года игумена Киево-Печерского монастыря Иоанна, дополнив ее текстами русско-византийских договоров. Иоанн же дополнял свод монаха Никона. А у той версии был свой предшественник.

Такова суть русской традиции летописания. Каждый следующий переписчик использует старые рукописи, устные предания, песни, рассказы очевидцев и сборники исторических сведений.
Like3
Светлана   24 Янв 12:43
МастерDDD, Ни в одном собрании мира вы не найдете «Повесть временных лет», записанную рукой Нестора? Это как? Если оригинал существует лишь в одном экземпляре?
Like1
МастерDDD   24 Янв 12:48
я всего лишь процитировала. сейчас еще дополню..
Like0
МастерDDD   24 Янв 12:49
Светлана, В России анализом «Повести временных лет» впервые занялся учёный и филолог Август Людвиг Шлёцер в 18 веке.

Он написал о деятельности Н. Татищева: "В 1720 г. Татищев был командирован в Сибирь. Тут он нашел у одного раскольника древний список Нестора и удивился, когда увидел, что он совершенно отличен от прежнего. Он думал, как и я сначала, что существует только один Нестор и одна летопись. Татищев собрал десяток списков, по ним и сообщенным ему другим вариантам составил 11-й".

Кстати наиболее древним считается Ипатьевский список. Теперь из всего этого остаётся только единственный текст – тот самый, о котором нас заставляют думать, что он написан в 1106г. Но данный текст мог и не быть единственно правильным.
Like2
Светлана   24 Янв 13:07
МастерDDD, а Вы не задумывались, что Шлёцеру, немецкому историку, было очень выгодно в буквальном смысле слова "опустить" нашу древнюю историю. Тем более немец был на зарплате у Романовых, которые, явно, имея немецкие кровные узы, просто очень хотели выставить русский народ в виде варваров, которых только Пётр I якобы привёл в человеческий вид, надев на них парики и панталоны.

Советую Вам, в противовес Шлёцеру, прочесть "Древнюю Российскую историю", написанную М. В. Ломоносовым.
Like2
МастерDDD   24 Янв 13:16
Светлана, на Ломоносове сошлись))) Хорошего Вам дня!
Like1
Светлана   24 Янв 13:25
МастерDDD, спасибо за общение. Даже если Вы или я не правы - мы оба мыслящие люди, ищущие истину. 🙂
Like0
МастерDDD   24 Янв 13:33
Светлана, Благодарю за диалог! Приятно с Вами пообщаться) Радует, что есть думающие люди🤝🙂
Like0
Светлана   24 Янв 13:35
МастерDDD, 🙏 и я Вас ещё раз благодарю!
Like0
Секач   24 Янв 15:18
МастерDDD, русской традиции летописания? Русской ли? Что Нестор, что Иоанн - это распространители иудейской веры в Христа. Какие они к чёрту русские?
Like0
МастерDDD   24 Янв 15:35
Секач, копнули совсем глубоко. Вы поднимаете интересный и сложный вопрос.
Like0
МастерDDD   24 Янв 12:38
Что же представляет собой Повесть временных лет? А представляет она быстрее всего не историческую хронику а литературное произведение где главным событием является крещение Руси князем Владимиром из рода Рюриковичей. Летописца Нестора мало интересуют события, которые происходили в дохристианское время. Хотя он наверняка располагал в то время различными мифами и легендами, сказаниями и рукописями, которые описывали именно дохристианское время. Летописец умышленно это не указывает, хотя он несомненно должен обладать этими знаниями.

Каким образом автор, живя в монастыре в XII веке, мог знать то, что было в IX веке в Великом Новгороде? Получается, что летопись строится на простых сплетнях и пересказах, не указано ни одного древнего автора.
Like3
Светлана   24 Янв 12:50
МастерDDD, известно, что Нестор пользовался многими источниками, а также рассказами и свидетельствами очевидцев событий. Но главное, что имелось в его распоряжении - Русские летописные своды и сказания. В основе летописи лежит свод игумена Иоанна, который предпринял первую попытку систематического изложения русской истории с древнейших времён.
Монастырские записи. Византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Из перевода византийской Хроники Георгия Амартола Нестор добавил сведения о различных народах и племенах. Большое значение Нестор придавал устным свидетельствам — рассказам старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников.
Like2
Светлана   24 Янв 12:55
МастерDDD, попытки отрицать самого Нестора, или сомневаться в том, что ПВЛ основано на более древних источниках, считая, что произведение основано на фантазиях - работа антирусских компаний, целью которых является оболгать нашу историю, унизить русский народ, чтобы люди сомневались в своем великом прошлом. Есть такое изречение: "Народ, не знающий своей истории - это навоз, на котором произрастают другие народы".
Like1
МастерDDD   24 Янв 13:14
Светлана, что считать историей ? например - "Лицевой летописный свод" 16в содержит историю Руси в 40 томах, написанную русскими книжниками времен Ивана Грозного. Иллюстрации в них рисовали те же мастера, что расписывали соборы Московского кремля. Но в "ЛЛС" рассказывается совсем иная история, в которой нет ничего общего с угнетением от Орды.

Описана огромная армия, стоящая в степях. В ней царила жесткая дисциплина и абсолютная национальная толерантность. Летопись, например, рассказывает. как тверской и московский княжичи в Ставке устроили драку и один из них погиб. Это повлекло за собой серьезные разбирательства: был суд праведный и виновного наказали строго. Судьями выступали самые уважаемые люди разных народностей, чтобы не подсуживали "своим".

Понятие "иго" появилось благодаря усилиям немцев в 18в. Ломоносов бился с ними и по поводу существования ига тоже, но как видите, отстоять русскую историю, увы, не получилось.
Like1
Светлана   24 Янв 13:21
МастерDDD, мне хочется понять: Вы сами вот так думаете, или берёте откуда-то?
Like0
МастерDDD   24 Янв 13:29
Светлана, много читаю, рукописи, история. Ищу несостыковки. А их очень много.
То что история переписана- это факт. В частности, мы наблюдаем, что определенные моменты в российской истории были переработаны или представлены в ином свете в зависимости от власти и времени.
Вероятно нам и не откроют всей истины.
Так же как и с Библией, ни для кого ни секрет что она была много раз переписана, есть же более ранние версии ( не так давно были найдены) которые были озвучены, и с пометкой - есть расхождения и внезапно засекречено изучение...
Like2
Светлана   24 Янв 13:34
МастерDDD, поэтому нужно брать за основу начальные артефакты. И даже, если это возможно, самостоятельно их переводить на современный язык.
Like0
Светлана   24 Янв 13:23
МастерDDD, идея абсолютной национальной толерантности неприемлема, так как она предполагает воспитание предельного конформизма или готовности поступиться принципами толерантности. Национальная толерантность понимается как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, то есть готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении позитивного отношения к своей группе.

В контексте вышеизречённого выходит противоречие.
Like1
Секач   24 Янв 15:25
Я скажу проще: не верю Нестору, как пропагандисту иудо-христианской идеологии, направленной на то, чтобы еврейскому народу жилось лучше. Даже начало его повести сразу вызывает во мне отвращение.
Like2
МастерDDD   24 Янв 15:42
Секач, Сейчас стали массово поднимать наши истинные корни и когда всплывают факты которые сложно опровергнуть, РПЦ решила вмешаться и просит запретить все упоминания до христианской веры называя веру которая была на Руси языческой культурой...
Like3
Светлана   25 Янв 12:02
МастерDDD, что плохого в названии "языческий"? Это слово происходит от слова "язык". Мы пользуемся языком, чтобы получать знания, передавать их, хранить и т. д. Язык - это знание. Ведический - от слова "веды". Ведать - знать, следовательно веды - знание. Отсюда вывод: язык = веды.
Like1
Секач   25 Янв 14:07
Светлана, согласен с Вами. Сейчас термин "Языческий" даже Википедия определяет как "термин христианского богословия, относящийся к неавраамическим религиям; в исторической литературе часто используется в отношении политеистических дохристианских, доиудейских и доисламских верований", т. е. любая неавраамическая религия.
И да, чувствую, что в Бутопике не хватает раздела этимологии.
Like1
МастерDDD   25 Янв 15:28
Светлана, РПЦ свою религию называют христианской верой, все остальное что противоречит язычество.
Никакой отсебятины, официально опубликованные вещи
Like1
Светлана   25 Янв 18:40
МастерDDD, ислам тоже ревностно относится к другим конфессиям.
Like0
Секач   25 Янв 14:09
МастерDDD, ясен пень, для РПЦ это как ножом по горлу. А я бы запретил Библию как пропагандирующую исключительность одного избранного народа.
Like0
МастерDDD   25 Янв 15:31
Секач, мысль хорошая, но не реализуемая)
Like0
Светлана   25 Янв 18:42
Секач, я думаю, что Вы предвзято относитесь к самой Библии. Её нужно воспринимать как историю Мира. Думаю, что со временем все тайны Библии будут раскрыты, и люди увидят, насколько они находились в неведении и мороке.
Like1
Секач   26 Янв 04:51
Действительно, по сути Библия - это микс мифов народов Мира. Однако примитивные представления древних кочевников ставят под сомнение истории, рассказанные в этой книге. Как минимум, на научность она не тянет.
Like1
Светлана   26 Янв 15:16
Секач, пусть это останется Вашим личным мнением. Я имею полностью противоположное мнение об этом. Я занимаюсь изучением Библии с исторической точки зрения, и многие факты смогла связать с реальными историческими событиями. Даже такой, как Моисей перешел по Красному морю и море перед ним расступилось - это исторический факт, хотя сходу он кажется невероятным.
Like0
Секач   26 Янв 17:01
Светлана, документы в студию!
Like0
Светлана   26 Янв 17:56
Секач, могу предоставить собственные работы, например, вот эта статья, в которой имеются ссылки на источники:
https://dzen.ru/a/YNSNrOoGRhVbCnFv
Like0
Секач   28 Янв 04:40
Светлана, честно сказать, не впечатлило. Никто не знает, где в то время было зеркало моря и какой величины были отливы и приливы. Ну а что скажете про цифру в 600 тыс. только одних мужчин, вышедших из Египта:
«37. И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
38. и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое». (Книга Исход 12:37,38)
?
Like0
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаТехнологииБизнесСтильТуризмСемьяЗдоровьеПриродаИсторияЛитература
Читать в Telegram