|
|
Здоровье |
Правда ли, что человечество массово болеет «разложением мозга»?
Вчера пришла новость, что Оксфордский словарь английского языка выбрал словом года выражение brain rot — в буквальном переводе означающее «гниение, разложение мозга». В шорт-листе также оказались такие слова, «демьюр» (demure), «динамичное ценообразование», «лор», «ромэнтези» и «слоп».
Собственно, а почему это слово залетело в тренды? Исследования английских учёных предполагают, что в эпоху чрезмерного потребления и перепотребления контента люди буквально начинают когнитивно слабеть из-за того, что большая часть потребляемой информации не несёт в себе никакой содержательной ценности.

Но точно ли люди массово болеют этим самым «разложением мозга»? То есть — реально ли глупеет человечество под воздействием беспрецедентной информационной атаке под воздействием цифровых технологий? Ответы на эти вопросы можно поискать в так называемом эффекте Флинна.
Что это такое? Эффекте Флинна — это статистическое явление повышения среднего уровня интеллекта с разбивкой как по отдельным странам, так и по всему миру в целом. Своё название эффект получил в честь новозеландского психолога Джеймса Флинна, который в 1984 году опубликовал статью «Средний IQ американцев: огромный прирост с 1932 по 1978 год».
Чтобы не углубляться в сложные и специфические особенности научных наблюдений Флинна, скажем так: на протяжении сорока лет Флинн изучал стандартизированные тесты IQ, в которых величина равная 100, — медианная. То есть согласно определённой заданности условий времени и сроков прохождения теста выходило так, что примерно половина тестируемых должна показывать результат IQ менее 100, другая половина — IQ более 100. Тесты, соответственно, периодически обновлялись и стандартизировались с течением времени.
И вот что заметил Флинн: с течением лет медианное значение возрастало, становясь выше значения 100. Так, с 1934 по 1978 годы средний IQ граждан США увеличился на 15 пунктов, показывая рост примерно на 3 пункта в каждом новом десятилетии. Аналогичные данные были зафиксированы по разным странам, не только в США. Любопытно, что наблюдения за увеличением медианного значения IQ коррелировало с одновременным снижением результатов теста на школьные способности. Учёные объясняли этот феномен устаревшими нормативами и заданиями.
Со временем, однако, учёные (не Флинн) обратный эффект открытого им явления — реверсивный. То есть строго обратную ситуацию, при которой каждое следующее поколение оказывается глупее предшествующего и демонстрирует более низкий IQ.
Так, исследование коэффициента IQ молодых людей призывного возраста из Норвегии показало, что примерно с середины 1990-х годов увеличение показателей прекратилось и затем сменилось небольшим снижением. Следующие тесты в некоторых странах, проводимые вплоть до середины нулевых годов, показали дальнейшее укрепление обратного эффекта Флинна: к 2005 году человечество в среднем откатилось к результатам 1991 года.

Продолжив исследования, через несколько лет учёные подтвердили в работе Secular declines in cognitive test scores: A reversal of the Flynn Effect («Многолетнее снижение результатов когнитивных тестов: обращение эффекта Флинна вспять») вывод о реверсивном эффекте Флинна в наступившем XXI веке.
Среди факторов, влияющих на развитие обратного эффекта Флинна, другие учёные называют:
— Ухудшение генофонда.
Выяснилось, к примеру, что женщины с высоким IQ все чаще отказываются от рождения детей. Эволюционный психолог Сатоси Каназава в книге The Intelligence Paradox подсчитал: плюс 15 пунктов IQ = минус 25% стремления к материнству.
— Влияние информационных технологий.
Очевидный фактор, о котором и говорит как раз то явление, с которого я начала эту статью — brain rot во всей красе.
С «разложением мозга», однако, есть нюанс: интернет действительно освободил людей от запоминания и извлечения из памяти больших объёмов информации. Однако же у современного человека сильно развиты навыки быстрого поиска и обработки самой разной информации — так, может, на следующей ступени эволюции этот фактор и станет определяющим?
Ещё больше интересного контента из жизни общества, политики и технологий читайте в Telegram-канале «Политичка».
Собственно, а почему это слово залетело в тренды? Исследования английских учёных предполагают, что в эпоху чрезмерного потребления и перепотребления контента люди буквально начинают когнитивно слабеть из-за того, что большая часть потребляемой информации не несёт в себе никакой содержательной ценности.
Но точно ли люди массово болеют этим самым «разложением мозга»? То есть — реально ли глупеет человечество под воздействием беспрецедентной информационной атаке под воздействием цифровых технологий? Ответы на эти вопросы можно поискать в так называемом эффекте Флинна.
Что это такое? Эффекте Флинна — это статистическое явление повышения среднего уровня интеллекта с разбивкой как по отдельным странам, так и по всему миру в целом. Своё название эффект получил в честь новозеландского психолога Джеймса Флинна, который в 1984 году опубликовал статью «Средний IQ американцев: огромный прирост с 1932 по 1978 год».
Чтобы не углубляться в сложные и специфические особенности научных наблюдений Флинна, скажем так: на протяжении сорока лет Флинн изучал стандартизированные тесты IQ, в которых величина равная 100, — медианная. То есть согласно определённой заданности условий времени и сроков прохождения теста выходило так, что примерно половина тестируемых должна показывать результат IQ менее 100, другая половина — IQ более 100. Тесты, соответственно, периодически обновлялись и стандартизировались с течением времени.
И вот что заметил Флинн: с течением лет медианное значение возрастало, становясь выше значения 100. Так, с 1934 по 1978 годы средний IQ граждан США увеличился на 15 пунктов, показывая рост примерно на 3 пункта в каждом новом десятилетии. Аналогичные данные были зафиксированы по разным странам, не только в США. Любопытно, что наблюдения за увеличением медианного значения IQ коррелировало с одновременным снижением результатов теста на школьные способности. Учёные объясняли этот феномен устаревшими нормативами и заданиями.
Со временем, однако, учёные (не Флинн) обратный эффект открытого им явления — реверсивный. То есть строго обратную ситуацию, при которой каждое следующее поколение оказывается глупее предшествующего и демонстрирует более низкий IQ.
Так, исследование коэффициента IQ молодых людей призывного возраста из Норвегии показало, что примерно с середины 1990-х годов увеличение показателей прекратилось и затем сменилось небольшим снижением. Следующие тесты в некоторых странах, проводимые вплоть до середины нулевых годов, показали дальнейшее укрепление обратного эффекта Флинна: к 2005 году человечество в среднем откатилось к результатам 1991 года.
Продолжив исследования, через несколько лет учёные подтвердили в работе Secular declines in cognitive test scores: A reversal of the Flynn Effect («Многолетнее снижение результатов когнитивных тестов: обращение эффекта Флинна вспять») вывод о реверсивном эффекте Флинна в наступившем XXI веке.
Среди факторов, влияющих на развитие обратного эффекта Флинна, другие учёные называют:
— Ухудшение генофонда.
Выяснилось, к примеру, что женщины с высоким IQ все чаще отказываются от рождения детей. Эволюционный психолог Сатоси Каназава в книге The Intelligence Paradox подсчитал: плюс 15 пунктов IQ = минус 25% стремления к материнству.
— Влияние информационных технологий.
Очевидный фактор, о котором и говорит как раз то явление, с которого я начала эту статью — brain rot во всей красе.
С «разложением мозга», однако, есть нюанс: интернет действительно освободил людей от запоминания и извлечения из памяти больших объёмов информации. Однако же у современного человека сильно развиты навыки быстрого поиска и обработки самой разной информации — так, может, на следующей ступени эволюции этот фактор и станет определяющим?
Ещё больше интересного контента из жизни общества, политики и технологий читайте в Telegram-канале «Политичка».
03 Дек 2024 10:48 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (10)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также

Перейти в тему:
Что касается приведённого вами примера людей из 90-х (а можно взять ещё и советское поколение), то тут речь, скорее, не об уме, а о том, что советское образование в новых рыночных условиях и тем более в информационную эпоху гиперпотребления просто оказались невостребованными. Стандарты до сих пор во многом советские, а жизнь повседневная, на бытовом уровне уехала уже в 21 век.
По идее, бумерам давно пора освободить чиновничьи кабинеты, дать дорогу во власть хотя бы миллениалам, но, увы, они за власть цеплятся даже на Западе, не то, что в России.