Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Светлана Subscribers33
История
Что говорил М. В. Ломоносов о происхождении русского народа? (часть 8)

Кто такие варяги-русы (россы)?

Прежде чем говорить о варягах-русах и о том, к какому народу они принадлежали, стоит отметить, что они были связаны с древними пруссами. Ломоносов говорит, что речь идёт не о современных его времени жителях Бранденбурга или о так называемых «крыжаках», а о прусских старожилах, которые в те дни, в XVIII веке, жили в некоторых сёлах Пруссии и говорили на том же языке, что и литовцы, жмудь (жема́йты) и курляндцы (Курляндия - западная часть современной Латвии). В то время как в городах Пруссии проживают приезжие немцы — дворяне и мещане, которые завладели этими землями около XIII века с помощью, как говорит автор, неправедного папского благословения.

Западные христианские народы неоднократно предпринимали походы, движимые стремлением отнять у мусульман Иерусалим и другие святые места на Востоке. Эти походы собирали многочисленные войска, но не приносили успеха.

В конце концов, благодаря храбрости герцога Готфрида Бульонского, крестоносцам удалось захватить Антиохию и Иерусалим. Однако спустя восемьдесят восемь лет это царство было потеряно из-за внутренних конфликтов.

Некоторые крестоносцы, не сумевшие достичь своих целей, нашли пристанище на Кипре. Однако вскоре они были вынуждены перебраться на острова Родос и Мальту. Некоторые из них вернулись к римскому папе, прося предоставить им новые земли в Европе в качестве компенсации за утраченные. Многие из них получили замки с землями и доходами в Германии, известные как «немецкие дома». Папа благословил их на поход в земли, населенные языческими народами, с целью обращения их в католическую веру.

Они пришли в Пруссию, которая в то время была ослаблена постоянными нападениями поляков, и смогли завоевать её. Затем они захватили земли ливонской чуди, которые ранее оставались без внимания со стороны российских князей, поглощённых внутренними конфликтами.

Из этого можно сделать вывод, как считает Михаил Васильевич, что пруссы были близкими родственниками варягов-русов. Этот факт подтверждается нашими летописцами, которые отмечают сходство в именах этих двух народов.

Нестор, древнерусский летописец, рассказывал о том, что Рюрик был призван на княжение к славянам из варягов-русов. Новгородский летописец связывает его происхождение с пруссами, и эта версия находит подтверждение во многих исторических документах. Таким образом, становится ясно, что русы и пруссы представляют собой один народ.

Среди иностранных авторов Преторий, известный знаток, также придерживается мнения о том, что русы и пруссы были одним племенем. Это мнение подтверждается географическим положением Пруссии и её тесной близостью к России. Подляхия и значительная часть Литвы в древности входили в состав России, и даже сегодня Литва сохраняет древние российские законы. Восточное ответвление реки Немени, впадающей в Куршский залив, называется Руса, что, несомненно, как считает Ломоносов, связано с варягами-русами.

Это подтверждается обычаями древних пруссов, которые были похожи на традиции варягов, пришедших на нашу землю. Известный историк Кромер пишет о древних пруссах, любивших париться в банях и купаться в холодной воде — занятие, которое и сегодня остаётся популярным среди российского народа.

Обряды, которые практиковали как древние пруссы, так и в некоторых пограничных российских провинциях, также свидетельствуют о глубоком единстве этих народов. Однако самым убедительным доказательством этого является почитание общего главного идола — Перуна. У обоих народов Перун был богом грома и молнии, и жрецы приносили ему в жертву неугасимый огонь. Если же огонь угасал по их небрежению, они подвергались смертной казни.

Эти аргументы становятся ещё более убедительными, если учесть, что варяги-русы были более знатным народом, чем пруссы, которые, вероятно, получили своё название от них.

Некоторые берлинские учёные предполагают, что название пруссов произошло от слова «Русь» и предлога «по». Они считают, что это связано с близостью к России. Однако, следуя этой логике, можно было бы назвать пруссами или поруссами и других древних соседей России, таких как ливонцы и поляки.

Михаил Васильевич уверен, что это прозвище связано не с местом, а со временем. Во-первых, название «Русь» было известно за полтораста лет до появления пруссов. Он считает, что когда Рюрик с братьями и варягами-русами переселился к новгородским славянам, оставшиеся жители на своих прежних землях были названы поруссами или «оставшимися по руссах».

Говоря о том, почему в северных исторических источниках чаще упоминаются пруссы, Михаил Васильевич также связывает это с течением времени. Все авторы, писавшие о северных делах примерно четыреста лет после Рюрика и после ухода варягов-русов, знали о народах на берегах Балтики только пруссов и имели мало информации о русах. В результате в последующие века остатки пруссов стали более известны, чем сами варяги-русы.

В подтверждение этой версии Ломоносов приводит несколько фактов:

  • Литва, Жмудь и Подляхия издавна назывались Русью. Это название не могло появиться только с приходом Рюрика к новгородцам, поскольку оно широко распространилось по восточно-южным берегам Варяжского моря с давних времён.
  • Жители острова Рюген назывались рунами.
  • Куршский залив в старину назывался Русна.

Ещё до Рождества Христова, во времена Фротона, короля датского, существовал известный город Ротала, где правили могущественные государи. Считается, что этот город находился недалеко от устья реки Полуденной Двины.

Неподалёку от Пернова, на берегу напротив острова Езеля, находится деревня под названием Ротала. На её месте видны древние развалины, что позволяет предположить, что когда-то здесь был старый город.

Учитывая эти исторические факты и древнее деление Пруссии на Белую, Верхнюю и Нижнюю, можно с большой долей уверенности предположить, что территория древних варягов-русов простиралась до восточных границ современной Беларуси и, возможно, даже до Старой Русы, от которой она получила своё название.

Чтобы понять, откуда взялись пруссы и русы, необходимо изучить, от какого народа они произошли. Михаил Васильевич считает, что оба этих народа относятся к славянам, и их язык также является славянским, хотя из-за смешения с другими языками он немного отдалился от своего изначального корня.

Он согласен с Преториусом и Гельмолдом, которые утверждают, что прусский и литовский языки являются ветвями славянского, а пруссы — славянами. Его точка зрения подтверждается реальными примерами сходства прусского языка со славянским.

Летский (литовский) язык, который, как полагают, является потомком славянского, очень похож на диалекты, распространённые в Жмуди, на севере Литвы и в некоторых деревнях, где до сих пор живут потомки древних пруссов.

Если присмотреться к идолам, именам жрецов и волхвов, а также к словам, которые использовались в обрядах, и к их грамматическому строю, то можно обнаружить убедительные доказательства того, что древний прусский язык был близок к славянскому.

Некоторые особенности этого языка можно объяснить его сходством с вендским наречием. Находясь рядом с немцами, вендский язык отдалился от основного славянского, подобно тому как летский язык отдалился от чудского.

Если древний язык варягов-русов был одним из тех, на которых говорили в Пруссии, Литве, Курляндии или Летской земле (Литве), то, безусловно, он произошёл и развился из славянского языка, став его ответвлением.

Продолжение: https://bytopic.ru/post/6579

Предыдущая часть: https://bytopic.ru/post/6549

Буду рада вашим комментариям, подписке, лайкам и донатам.

Всем Добра!
20 Ноя 2024 10:36
805
3
Комментарии (0)
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram