|
Бизнес |
Споры о ноу-хау: в каких случаях предприниматели вправе вернуть паушальный взнос за франшизу
Предприниматели, которым не передан секрет производства (ноу-хау), вправе требовать возврата паушального взноса.
Франчайзинг является популярной моделью ведения бизнеса начинающих предпринимателей. Франчайзинговая бизнес-модель привлекает благодаря минимальному риску и опыту, накопленному правообладателем при ведении предпринимательской деятельности. Важнейшая его составляющая – секрет производства (ноу-хау), благодаря которому бизнес может стать успешным и приносить доход.
В соответствии с положениями гражданского законодательства под секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам. При условии, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, а обладатель таких сведений принимает меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Передача ноу-хау по договору коммерческой концессии или лицензионному договору
Ноу-хау, как следует из вышеприведенного определения, – это сведения, которые неизвестны третьим лицам и имеют коммерческую ценность для предпринимательской деятельности. Такие сведения могут передаваться как по договору коммерческой концессии (франчайзинга), так и на основании лицензионного договора.
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) правообладатель (франчайзер) обязуется предоставить пользователю (франчайзи) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на секрет производства (ноу-хау).
В свою очередь, по лицензионному договору обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования такого результата или такого средства в пределах, предусмотренных договором.
Лицензионный договор должен предусматривать следующее:
Договор коммерческой концессии предусматривает использование не только комплекса исключительных прав, но деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. По лицензионному договору передается только право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Обычно лицензионный договор заключается в случаях, когда у правообладателя (лицензиара) отсутствует комплекс исключительных прав, который требуется для заключения договора франчайзинга, либо лицензиар по каким-либо причинам не желает передавать их лицензиату.
Общеизвестные сведения вместо секрета производства, возврат паушального взноса
Приобретая франшизу, предприниматели рассчитывают получить бизнес, который должен гарантировать им прибыль. После уплаты паушального взноса предпринимателю передается комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Но нередко сведения, передаваемые в качестве секрета производства (ноу-хау), содержат в себе общеизвестную информацию, которую можно найти в свободном доступе в сети «Интернет».
Поскольку такие сведения доступны широкому кругу лиц, то никакого секрета производства, отвечающего установленным статьей 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации требованиям к ноу-хау, не содержат. Следовательно, в силу своей известности третьим лицам они не имеют и не могут иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Как и не дает конкурентных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
Предприниматель, которому не передан секрет производства, вправе требовать возврата паушального взноса. Однако зачастую предприниматели совершают ошибки при оспаривании договоров по передаче ноу-хау, неправильно формулируя исковые требования. В результате чего суды отказывают в удовлетворении заявленных требований.
Источник: Кирпиков и партнеры
Больше новостей законодательства на сайте Kirpikov.ru, Telegram, Viber
Франчайзинг является популярной моделью ведения бизнеса начинающих предпринимателей. Франчайзинговая бизнес-модель привлекает благодаря минимальному риску и опыту, накопленному правообладателем при ведении предпринимательской деятельности. Важнейшая его составляющая – секрет производства (ноу-хау), благодаря которому бизнес может стать успешным и приносить доход.
В соответствии с положениями гражданского законодательства под секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам. При условии, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании, а обладатель таких сведений принимает меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.
Передача ноу-хау по договору коммерческой концессии или лицензионному договору
Ноу-хау, как следует из вышеприведенного определения, – это сведения, которые неизвестны третьим лицам и имеют коммерческую ценность для предпринимательской деятельности. Такие сведения могут передаваться как по договору коммерческой концессии (франчайзинга), так и на основании лицензионного договора.
По договору коммерческой концессии (франчайзинга) правообладатель (франчайзер) обязуется предоставить пользователю (франчайзи) за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на секрет производства (ноу-хау).
В свою очередь, по лицензионному договору обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования такого результата или такого средства в пределах, предусмотренных договором.
Лицензионный договор должен предусматривать следующее:
- предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, право использования которых предоставляется по договору, с указанием в соответствующих случаях номера документа, удостоверяющего исключительное право на такой результат или на такое средство (патент, свидетельство);
- способы использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Договор коммерческой концессии предусматривает использование не только комплекса исключительных прав, но деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. По лицензионному договору передается только право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
Обычно лицензионный договор заключается в случаях, когда у правообладателя (лицензиара) отсутствует комплекс исключительных прав, который требуется для заключения договора франчайзинга, либо лицензиар по каким-либо причинам не желает передавать их лицензиату.
Общеизвестные сведения вместо секрета производства, возврат паушального взноса
Приобретая франшизу, предприниматели рассчитывают получить бизнес, который должен гарантировать им прибыль. После уплаты паушального взноса предпринимателю передается комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Но нередко сведения, передаваемые в качестве секрета производства (ноу-хау), содержат в себе общеизвестную информацию, которую можно найти в свободном доступе в сети «Интернет».
Поскольку такие сведения доступны широкому кругу лиц, то никакого секрета производства, отвечающего установленным статьей 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации требованиям к ноу-хау, не содержат. Следовательно, в силу своей известности третьим лицам они не имеют и не могут иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность. Как и не дает конкурентных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.
Предприниматель, которому не передан секрет производства, вправе требовать возврата паушального взноса. Однако зачастую предприниматели совершают ошибки при оспаривании договоров по передаче ноу-хау, неправильно формулируя исковые требования. В результате чего суды отказывают в удовлетворении заявленных требований.
Источник: Кирпиков и партнеры
Больше новостей законодательства на сайте Kirpikov.ru, Telegram, Viber
20 Ноя 2024 08:35 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же