Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
AlenaM Subscribers1
Литература
Шорские сказки
Много может рассказать о той или иной национальности фольклор. В нём отражаются обычаи и верования этноса. Народная мудрость, скапливаемая поколениями, так же находит в нём своё место.

Из уста в уста передавали старшие поколения младшим различные небывальщины, поучительные сказы, различные наблюдения и т. д. А мы сейчас, благодаря различным формам устного народного творчества, можем многое узнать о старине, быте и культуре тех далёких времён.

Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о шорском фольклоре. Шорцы – это один из малочисленных коренных народов Сибири. Они верили в то, что духи и души – начало всего. Одухотворялась природа и различные её проявления. Так же, считали, что всё живое едино. А к природе нужно было относиться почтительно.

Всё это находит своё отражение в их сказаниях. Так, убивая медведя для пропитания, совершали специальный обряд для того, чтобы задобрить дух зверя. Заканчивался он словами: «... Более великий, чем гора, мой дядя (медведь), ты на нас не сердись! Здесь оставайся!». Возвращаясь же после к своему пристанищу, охотники на свои следы от лыж бросали дерево поперёк, говоря «Медведь пусть не придёт!». После этого совершалось ещё несколько защитных церемоний.

Шорцы верили в то, что мир разделён на три части. Первая принадлежала главному шаманскому божеству, вторая – людям, а третья – духам. Очень важную роль играл в их быту шаман. Он лечил заболевших, провожал души умерших в подземный мир. Обряд проводов назывался «кочевание души». Шаманизм передавался по наследству.

Не одобрялось среди шорских охотников, если кто из них спрячет свою добычу от товарищей. Это было большим стыдом. Уличённого в этом не возьмут уже с собой на промысел, да и другая артель его не примет. Среди сказаний есть одно, повествующее о подобном поведении. Охотник, обманувший своих, заболел. И не мог помочь ему даже шаман. Но когда никого не было, явился к нему хозяин тайги и сказал: «Ежели не сознаёшься и не поделишься, я заберу твою душу и запру её в горе. И тогда ты умрёшь».

Хозяин тайги заботился о людях и их пропитании. А вот встреча с хозяином горы могла и неприятностями обернуться. Тем не менее, есть сказы о том, как люди получали от него награду.

Ещё верили шорцы в хозяев рек и воды. По поверью, звери и птицы должны были платить своим хозяевам выкуп (албан). Весной им птицы перья отдавали, а животные – шерсть. Те, кто жили в воде – платили дань хозяевам рек, а те, что на земле, – хозяевам гор.

Один из сказов повествует о хитрой выдре, которая не желала откупаться, поэтому не линяла. Но из ситуации выкручивалась ловко. Когда горный хозяин спрашивал её, где она живёт, то отвечала, что в воде. А когда там спрашивали, ссылалась на то, что она на суше уже выкуп отдала. Так и прослыла выдра нехорошим зверем.

Намного опаснее было встретится человеку с хозяйкой воды. Показывалась она по осени в обнажённом виде плывущей на льдине или сидящей на берегу. Сидела и причесывала она свои длинные золотые волосы. И нельзя её было в тот момент пугать. Иначе бросит она свой гребень через плечо. И горе, если человек, незнаючи, подберёт его. Заберёт тогда хозяйка воды его душу. Гибель будет неминуемой, хоть и не обязательно сразу. И сгинет человек от воды, даже если будет стараться близко к реке не подходить.

Много ещё интересных и красивых образов можно увидеть, изучая шорский фольклор. Вот, идут два огромных быка, тоскуя по родному Алтаю, по каким-то причинам оказавшиеся в тайге. Поют они грустную и красивую песню. А вот молодой охотник, которому запала та песнь в сердце, смастерил он комыс (музыкальный инструмент) и стал петь её, а после сделался великим сказочником.

А вот хозяин горы хочет помочь разжиться неудачливому охотнику. И дарит ему два мешка. Один с пушниной, другой – с камнями. Вот другой охотник чудом спасается от гибели, невзначай доставив неприятность хозяину горы.

Есть и сказы, повествующие о том, как выгнали из тайги чужой народ, пришедший воевать. О том, что изначально была эта земля чистой степью без единого дерева. И жил там другой народ. Но когда деревья начали расти, они, испугавшись, ушли в другие края.

Не только родители рассказывали своим детям эти сказки и передавали поверья и приметы. И охотники, уходя на промысел далеко от дома, любили вечерами усесться вкруг костра и коротать время за всякого рода байками. И много, много чего хранит в себе фольклор.
14 Ноя 2024 11:52
828
5
Комментарии (4)
Светлана   15 Ноя 21:02
Очень интересно, спасибо! Многие народы нашей страны в прошлом верили в духов леса, реки, дома и т. д. Эти поверья до сих пор ещё существуют в некоторых глухих местах.
Like3
AlenaM   16 Ноя 12:20
Светлана, спасибо за комментарий)
Like1
Светлана   16 Ноя 12:41
AlenaM, интересно пишете. Пишите ещё!
Like1
AlenaM   17 Ноя 07:23
Светлана, хорошо)
Рада, что вам понравилось😊
Like1
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram