|
Литература |
Шорские сказки
Много может рассказать о той или иной национальности фольклор. В нём отражаются обычаи и верования этноса. Народная мудрость, скапливаемая поколениями, так же находит в нём своё место.
Из уста в уста передавали старшие поколения младшим различные небывальщины, поучительные сказы, различные наблюдения и т. д. А мы сейчас, благодаря различным формам устного народного творчества, можем многое узнать о старине, быте и культуре тех далёких времён.
Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о шорском фольклоре. Шорцы – это один из малочисленных коренных народов Сибири. Они верили в то, что духи и души – начало всего. Одухотворялась природа и различные её проявления. Так же, считали, что всё живое едино. А к природе нужно было относиться почтительно.
Всё это находит своё отражение в их сказаниях. Так, убивая медведя для пропитания, совершали специальный обряд для того, чтобы задобрить дух зверя. Заканчивался он словами: «... Более великий, чем гора, мой дядя (медведь), ты на нас не сердись! Здесь оставайся!». Возвращаясь же после к своему пристанищу, охотники на свои следы от лыж бросали дерево поперёк, говоря «Медведь пусть не придёт!». После этого совершалось ещё несколько защитных церемоний.
Шорцы верили в то, что мир разделён на три части. Первая принадлежала главному шаманскому божеству, вторая – людям, а третья – духам. Очень важную роль играл в их быту шаман. Он лечил заболевших, провожал души умерших в подземный мир. Обряд проводов назывался «кочевание души». Шаманизм передавался по наследству.
Не одобрялось среди шорских охотников, если кто из них спрячет свою добычу от товарищей. Это было большим стыдом. Уличённого в этом не возьмут уже с собой на промысел, да и другая артель его не примет. Среди сказаний есть одно, повествующее о подобном поведении. Охотник, обманувший своих, заболел. И не мог помочь ему даже шаман. Но когда никого не было, явился к нему хозяин тайги и сказал: «Ежели не сознаёшься и не поделишься, я заберу твою душу и запру её в горе. И тогда ты умрёшь».
Хозяин тайги заботился о людях и их пропитании. А вот встреча с хозяином горы могла и неприятностями обернуться. Тем не менее, есть сказы о том, как люди получали от него награду.
Ещё верили шорцы в хозяев рек и воды. По поверью, звери и птицы должны были платить своим хозяевам выкуп (албан). Весной им птицы перья отдавали, а животные – шерсть. Те, кто жили в воде – платили дань хозяевам рек, а те, что на земле, – хозяевам гор.
Один из сказов повествует о хитрой выдре, которая не желала откупаться, поэтому не линяла. Но из ситуации выкручивалась ловко. Когда горный хозяин спрашивал её, где она живёт, то отвечала, что в воде. А когда там спрашивали, ссылалась на то, что она на суше уже выкуп отдала. Так и прослыла выдра нехорошим зверем.
Намного опаснее было встретится человеку с хозяйкой воды. Показывалась она по осени в обнажённом виде плывущей на льдине или сидящей на берегу. Сидела и причесывала она свои длинные золотые волосы. И нельзя её было в тот момент пугать. Иначе бросит она свой гребень через плечо. И горе, если человек, незнаючи, подберёт его. Заберёт тогда хозяйка воды его душу. Гибель будет неминуемой, хоть и не обязательно сразу. И сгинет человек от воды, даже если будет стараться близко к реке не подходить.
Много ещё интересных и красивых образов можно увидеть, изучая шорский фольклор. Вот, идут два огромных быка, тоскуя по родному Алтаю, по каким-то причинам оказавшиеся в тайге. Поют они грустную и красивую песню. А вот молодой охотник, которому запала та песнь в сердце, смастерил он комыс (музыкальный инструмент) и стал петь её, а после сделался великим сказочником.
А вот хозяин горы хочет помочь разжиться неудачливому охотнику. И дарит ему два мешка. Один с пушниной, другой – с камнями. Вот другой охотник чудом спасается от гибели, невзначай доставив неприятность хозяину горы.
Есть и сказы, повествующие о том, как выгнали из тайги чужой народ, пришедший воевать. О том, что изначально была эта земля чистой степью без единого дерева. И жил там другой народ. Но когда деревья начали расти, они, испугавшись, ушли в другие края.
Не только родители рассказывали своим детям эти сказки и передавали поверья и приметы. И охотники, уходя на промысел далеко от дома, любили вечерами усесться вкруг костра и коротать время за всякого рода байками. И много, много чего хранит в себе фольклор.
Из уста в уста передавали старшие поколения младшим различные небывальщины, поучительные сказы, различные наблюдения и т. д. А мы сейчас, благодаря различным формам устного народного творчества, можем многое узнать о старине, быте и культуре тех далёких времён.
Сегодня мне хотелось бы немного рассказать о шорском фольклоре. Шорцы – это один из малочисленных коренных народов Сибири. Они верили в то, что духи и души – начало всего. Одухотворялась природа и различные её проявления. Так же, считали, что всё живое едино. А к природе нужно было относиться почтительно.
Всё это находит своё отражение в их сказаниях. Так, убивая медведя для пропитания, совершали специальный обряд для того, чтобы задобрить дух зверя. Заканчивался он словами: «... Более великий, чем гора, мой дядя (медведь), ты на нас не сердись! Здесь оставайся!». Возвращаясь же после к своему пристанищу, охотники на свои следы от лыж бросали дерево поперёк, говоря «Медведь пусть не придёт!». После этого совершалось ещё несколько защитных церемоний.
Шорцы верили в то, что мир разделён на три части. Первая принадлежала главному шаманскому божеству, вторая – людям, а третья – духам. Очень важную роль играл в их быту шаман. Он лечил заболевших, провожал души умерших в подземный мир. Обряд проводов назывался «кочевание души». Шаманизм передавался по наследству.
Не одобрялось среди шорских охотников, если кто из них спрячет свою добычу от товарищей. Это было большим стыдом. Уличённого в этом не возьмут уже с собой на промысел, да и другая артель его не примет. Среди сказаний есть одно, повествующее о подобном поведении. Охотник, обманувший своих, заболел. И не мог помочь ему даже шаман. Но когда никого не было, явился к нему хозяин тайги и сказал: «Ежели не сознаёшься и не поделишься, я заберу твою душу и запру её в горе. И тогда ты умрёшь».
Хозяин тайги заботился о людях и их пропитании. А вот встреча с хозяином горы могла и неприятностями обернуться. Тем не менее, есть сказы о том, как люди получали от него награду.
Ещё верили шорцы в хозяев рек и воды. По поверью, звери и птицы должны были платить своим хозяевам выкуп (албан). Весной им птицы перья отдавали, а животные – шерсть. Те, кто жили в воде – платили дань хозяевам рек, а те, что на земле, – хозяевам гор.
Один из сказов повествует о хитрой выдре, которая не желала откупаться, поэтому не линяла. Но из ситуации выкручивалась ловко. Когда горный хозяин спрашивал её, где она живёт, то отвечала, что в воде. А когда там спрашивали, ссылалась на то, что она на суше уже выкуп отдала. Так и прослыла выдра нехорошим зверем.
Намного опаснее было встретится человеку с хозяйкой воды. Показывалась она по осени в обнажённом виде плывущей на льдине или сидящей на берегу. Сидела и причесывала она свои длинные золотые волосы. И нельзя её было в тот момент пугать. Иначе бросит она свой гребень через плечо. И горе, если человек, незнаючи, подберёт его. Заберёт тогда хозяйка воды его душу. Гибель будет неминуемой, хоть и не обязательно сразу. И сгинет человек от воды, даже если будет стараться близко к реке не подходить.
Много ещё интересных и красивых образов можно увидеть, изучая шорский фольклор. Вот, идут два огромных быка, тоскуя по родному Алтаю, по каким-то причинам оказавшиеся в тайге. Поют они грустную и красивую песню. А вот молодой охотник, которому запала та песнь в сердце, смастерил он комыс (музыкальный инструмент) и стал петь её, а после сделался великим сказочником.
А вот хозяин горы хочет помочь разжиться неудачливому охотнику. И дарит ему два мешка. Один с пушниной, другой – с камнями. Вот другой охотник чудом спасается от гибели, невзначай доставив неприятность хозяину горы.
Есть и сказы, повествующие о том, как выгнали из тайги чужой народ, пришедший воевать. О том, что изначально была эта земля чистой степью без единого дерева. И жил там другой народ. Но когда деревья начали расти, они, испугавшись, ушли в другие края.
Не только родители рассказывали своим детям эти сказки и передавали поверья и приметы. И охотники, уходя на промысел далеко от дома, любили вечерами усесться вкруг костра и коротать время за всякого рода байками. И много, много чего хранит в себе фольклор.
14 Ноя 2024 11:52 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (4)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же
Рада, что вам понравилось😊