|
История |
Климент Александрийский: церковный поборник здравого смысла и известный христианский «несвятой»
За всю историю христианства так называемых «святых» было множество. Большая часть из них – чудаки, психически больные, мошенники, правители, полководцы, сказочные персонажи, слегка «подправленные» языческие боги. «Святые» отличались праведным поведением, хотя «праведность» в данном случае понимается по-своему, и творением чудес, свидетелями чего были разве что люди, страдавшие галлюцинациями.
Разумеется, были среди церковных деятелей и более достойные личности. Мыслители, учёные, писатели. Но вот святыми они чаще всего не становились – может быть, потому, что не творили чудес. Или всё-таки есть другие причины?
В качестве примера приведём Климента Александрийского – известного раннехристианского деятеля, жившего во II – III веках (разумеется, нашей эры). Это был весьма авторитетный проповедник, основатель знаменитой Александрийской богословской школы. Климент канонизирован некоторыми восточными церквями, а также англиканской. Однако для православной и католической церквей он – «несвятой». Точнее, у католиков он почитался до 1748 года, когда его решительно вычеркнули из списка.
Что же заставило представителей главных мировых христианских конфессий «отмазаться» от Климента? Причина кроется в его взглядах, которые были не совсем характерны для типичного христианского деятеля.
Раннехристианский бардак
«Первобытное» христианство представляло собой довольно хаотический феномен. Существовало великое множество сект, много было и одиноких исповедников. Каждая группка верующих, каждая секта верила по-своему, каждый создавал свою теорию – одна другой краше. Многочисленные христианские учения изобиловали мистикой, мифами, легендами, страшными предзнаменованиями. Были сочинены сотни различных обрядов, ритуалов, магических священнодействий.
При этом большинство христианских учений представляли собой наборы взаимоисключающих параграфов. Это, к примеру, демонстративный эскапизм (уход в мир легенд, сказок, отрицание общеизвестных истин, достижений науки, социальных установок, даже существования материального мира как такового), сочетавшийся с отчаянным стремлением проповедовать, навязывая своё учение везде, где только можно, даже если проповедников об этом не просят. Стремление спасти собственную душу у сектантов сочеталось с тотальным коллективизмом, стремлением «растворить» свою личность (то есть «душу») в общей массе членов религиозной общины. Декларативное стремление «познать истину» и «соблюсти истину» соседствовало с бессовестной ложью и стремлением ввести собеседника в заблуждение.
Иногда общины объединялись, однако чаще всего секты существовали порознь и конфликтовали друг с другом на предмет того, кто более правильно верует. Споры возникали по самым ничтожным поводам, включая тексты сказок и песен, внешний облик ритуальных телодвижений, преимущества одних целебных побрякушек над другими. В общем, всё как в российские «лихие девяностые». Общины и секты критиковали друг друга, проклинали и даже вступали в кровавые побоища.
Христиане были по большей своей части необразованными, нередко даже неграмотными, однако требовали повышенного внимания окружающих к себе, желали, чтобы к ним прислушивались, как к выдающимся ораторам. На улицах городов они отличались бесчинствами, мародёрством, занимались грабежами и убийствами (одно только зверское убийство Гипатии чего стоит!). Христиан можно было узнать по хамскому поведению и наглости, а также по неадекватным поступкам, в том числе глупым самоубийствам во имя своего неведомого бога.
Сравнение с «лихими девяностыми» здесь не заканчивается. Политическая и экономическая ситуация в Римской империи в то время очень напоминала последние годы жизни империи советской и начало девяностых. Единая империя распадалась, в правительстве расцветала коррупция, армия терпела одно поражение за другим, в империю стали проникать племена «варваров».
Естественно, что отчаявшийся народ в такой ситуации обращался к кому угодно и куда угодно, в том числе к колдунам, целителям, уходил в разнообразные религиозные движения. Христианские секты были лишь одним из многих таких движений, да и оно не было единым. Даже о том, кем был Христос, у каждой общины понятия были свои. Одни его считали богом, другие – человеком, третьи и вовсе чем-то вроде массовой галлюцинации.
Кусочек науки и здравого смысла
Увеличивающейся модой на христианство увлекались и более здравомыслящие люди. Одним из них и был Климент – человек, любивший античную науку и не поддавшийся всеобщему отчаянию. Впоследствии, став так называемым апологетом, Климент критиковал как гностиков – поборников утончённого мистицизма и колдовства, так и простодушных, глупых и агрессивных сектантов-мужланов, которым не нравилось увлечение Климента античной философией.
Климент называл себя христианином, но некоторые его высказывания были, скажем так, вольнодумны. Он не только считал, что церкви нужна философия и что знание даровано человеку богом. Климент говорил, что грекам философия была дана богом как некий заменитель древнееврейского откровения; следовательно, людям с классическим античным образованием мистическое «откровение» не нужно – они пришли к богопознанию другим путём.
Климент не поддерживал следование верующих чётким установлениям и правилам, призывая к более свободному исповедованию веры, без увлечения «буквой закона». Вера, по его мнению, должна включать и некую «духовную» составляющую (некий личный жизненный опыт), и научное познание окружающего мира, в том числе философию.
Климент говорил и о том, что восстание против нечестивого правительства является не грехом, а подвигом и поступком безусловно праведным (в пример он приводил исход евреев из Египта, являвшийся самым настоящим восстанием против фараона). Наконец, Климент утверждал, что богатство само по себе не является греховным, ибо неживые материальные предметы неспособны неким мистическим образом «развратить» человека; богатством можно распорядиться и достойно.
Несомненно, учение Климента было попыткой привнести в христианство толику здравого смысла. Это могло бы помирить враждующие группировки христиан и друг с другом, и с окружающим миром. Вместо сказочно-мистического эскапизма он хотел предложить открытость миру и его изучение, полноценное познание себя и своего бога.
Кроме того, Климент не увлекался отчаянной верой в чудеса, не пытался вызвать их любой ценой, в отличие от многих активных христиан того времени. Он был «интеллектуальным» христианином, для него были характерны осторожность и стремление избежать безрассудства.
Весьма вероятно, что если бы верующие прислушались к этому проповеднику, всё дальнейшее христианство было бы совсем не таким, каким оно стало в действительности. Наверняка оно было бы, скажем так, более привлекательным. И многие высокие идеалы христиан воплотились бы в жизнь, а не остались чисто ритуальными построениями, «истинный смысл которых доступен лишь подготовленным священникам».
Но Климент был раскритикован. Победили те самые «мужланы», отрицавшие всякое научное познание и жаждавшие мистики и чудес. Вместе с Климентом была осуждена и вся классическая античная философия, с которой мыслитель тщетно пытался примирить верующих. Особенно отличились в этом православные. Если католики долгое время почитали Климента, то ни в одной из православных церквей он так и не был прославлен.
Здравый смысл в учении Климента был, так сказать, «щадящим». Призывать верующих к полному благоразумию было бы бессмысленно – такова психология религиозных людей. Но можно было пресечь тотальное безрассудство. Христиане, однако, отказались даже от такого мягкого и ненавязчивого кусочка здравомыслия. И на смену поздней античности пришли «тёмные века» европейской истории – эпоха всеобщего упадка, деградации и религиозного фундаментализма.
Прошло много столетий, и эту работу Климента выполнила история. В развитом мире христиане больше не напоминают бешеных фанатиков, нападающих на любого, кто с ними не согласен, да и с научной картиной мира многие из них согласны. Но сохранилось и немало ортодоксальных «блюстителей благочестия», которых здравый рассудок вовсе обошёл стороной.
Если вам понравилась статья (и вы согласны с автором), можете поддержать автора донатом (ссылка ниже). Ваша поддержка поможет создавать больше интересных (а главное - полезных!) статей. А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
Разумеется, были среди церковных деятелей и более достойные личности. Мыслители, учёные, писатели. Но вот святыми они чаще всего не становились – может быть, потому, что не творили чудес. Или всё-таки есть другие причины?
В качестве примера приведём Климента Александрийского – известного раннехристианского деятеля, жившего во II – III веках (разумеется, нашей эры). Это был весьма авторитетный проповедник, основатель знаменитой Александрийской богословской школы. Климент канонизирован некоторыми восточными церквями, а также англиканской. Однако для православной и католической церквей он – «несвятой». Точнее, у католиков он почитался до 1748 года, когда его решительно вычеркнули из списка.
Что же заставило представителей главных мировых христианских конфессий «отмазаться» от Климента? Причина кроется в его взглядах, которые были не совсем характерны для типичного христианского деятеля.
Раннехристианский бардак
«Первобытное» христианство представляло собой довольно хаотический феномен. Существовало великое множество сект, много было и одиноких исповедников. Каждая группка верующих, каждая секта верила по-своему, каждый создавал свою теорию – одна другой краше. Многочисленные христианские учения изобиловали мистикой, мифами, легендами, страшными предзнаменованиями. Были сочинены сотни различных обрядов, ритуалов, магических священнодействий.
При этом большинство христианских учений представляли собой наборы взаимоисключающих параграфов. Это, к примеру, демонстративный эскапизм (уход в мир легенд, сказок, отрицание общеизвестных истин, достижений науки, социальных установок, даже существования материального мира как такового), сочетавшийся с отчаянным стремлением проповедовать, навязывая своё учение везде, где только можно, даже если проповедников об этом не просят. Стремление спасти собственную душу у сектантов сочеталось с тотальным коллективизмом, стремлением «растворить» свою личность (то есть «душу») в общей массе членов религиозной общины. Декларативное стремление «познать истину» и «соблюсти истину» соседствовало с бессовестной ложью и стремлением ввести собеседника в заблуждение.
Иногда общины объединялись, однако чаще всего секты существовали порознь и конфликтовали друг с другом на предмет того, кто более правильно верует. Споры возникали по самым ничтожным поводам, включая тексты сказок и песен, внешний облик ритуальных телодвижений, преимущества одних целебных побрякушек над другими. В общем, всё как в российские «лихие девяностые». Общины и секты критиковали друг друга, проклинали и даже вступали в кровавые побоища.
Христиане были по большей своей части необразованными, нередко даже неграмотными, однако требовали повышенного внимания окружающих к себе, желали, чтобы к ним прислушивались, как к выдающимся ораторам. На улицах городов они отличались бесчинствами, мародёрством, занимались грабежами и убийствами (одно только зверское убийство Гипатии чего стоит!). Христиан можно было узнать по хамскому поведению и наглости, а также по неадекватным поступкам, в том числе глупым самоубийствам во имя своего неведомого бога.
Сравнение с «лихими девяностыми» здесь не заканчивается. Политическая и экономическая ситуация в Римской империи в то время очень напоминала последние годы жизни империи советской и начало девяностых. Единая империя распадалась, в правительстве расцветала коррупция, армия терпела одно поражение за другим, в империю стали проникать племена «варваров».
Естественно, что отчаявшийся народ в такой ситуации обращался к кому угодно и куда угодно, в том числе к колдунам, целителям, уходил в разнообразные религиозные движения. Христианские секты были лишь одним из многих таких движений, да и оно не было единым. Даже о том, кем был Христос, у каждой общины понятия были свои. Одни его считали богом, другие – человеком, третьи и вовсе чем-то вроде массовой галлюцинации.
Кусочек науки и здравого смысла
Увеличивающейся модой на христианство увлекались и более здравомыслящие люди. Одним из них и был Климент – человек, любивший античную науку и не поддавшийся всеобщему отчаянию. Впоследствии, став так называемым апологетом, Климент критиковал как гностиков – поборников утончённого мистицизма и колдовства, так и простодушных, глупых и агрессивных сектантов-мужланов, которым не нравилось увлечение Климента античной философией.
Климент называл себя христианином, но некоторые его высказывания были, скажем так, вольнодумны. Он не только считал, что церкви нужна философия и что знание даровано человеку богом. Климент говорил, что грекам философия была дана богом как некий заменитель древнееврейского откровения; следовательно, людям с классическим античным образованием мистическое «откровение» не нужно – они пришли к богопознанию другим путём.
Климент не поддерживал следование верующих чётким установлениям и правилам, призывая к более свободному исповедованию веры, без увлечения «буквой закона». Вера, по его мнению, должна включать и некую «духовную» составляющую (некий личный жизненный опыт), и научное познание окружающего мира, в том числе философию.
Климент говорил и о том, что восстание против нечестивого правительства является не грехом, а подвигом и поступком безусловно праведным (в пример он приводил исход евреев из Египта, являвшийся самым настоящим восстанием против фараона). Наконец, Климент утверждал, что богатство само по себе не является греховным, ибо неживые материальные предметы неспособны неким мистическим образом «развратить» человека; богатством можно распорядиться и достойно.
Несомненно, учение Климента было попыткой привнести в христианство толику здравого смысла. Это могло бы помирить враждующие группировки христиан и друг с другом, и с окружающим миром. Вместо сказочно-мистического эскапизма он хотел предложить открытость миру и его изучение, полноценное познание себя и своего бога.
Кроме того, Климент не увлекался отчаянной верой в чудеса, не пытался вызвать их любой ценой, в отличие от многих активных христиан того времени. Он был «интеллектуальным» христианином, для него были характерны осторожность и стремление избежать безрассудства.
Весьма вероятно, что если бы верующие прислушались к этому проповеднику, всё дальнейшее христианство было бы совсем не таким, каким оно стало в действительности. Наверняка оно было бы, скажем так, более привлекательным. И многие высокие идеалы христиан воплотились бы в жизнь, а не остались чисто ритуальными построениями, «истинный смысл которых доступен лишь подготовленным священникам».
Но Климент был раскритикован. Победили те самые «мужланы», отрицавшие всякое научное познание и жаждавшие мистики и чудес. Вместе с Климентом была осуждена и вся классическая античная философия, с которой мыслитель тщетно пытался примирить верующих. Особенно отличились в этом православные. Если католики долгое время почитали Климента, то ни в одной из православных церквей он так и не был прославлен.
Здравый смысл в учении Климента был, так сказать, «щадящим». Призывать верующих к полному благоразумию было бы бессмысленно – такова психология религиозных людей. Но можно было пресечь тотальное безрассудство. Христиане, однако, отказались даже от такого мягкого и ненавязчивого кусочка здравомыслия. И на смену поздней античности пришли «тёмные века» европейской истории – эпоха всеобщего упадка, деградации и религиозного фундаментализма.
Прошло много столетий, и эту работу Климента выполнила история. В развитом мире христиане больше не напоминают бешеных фанатиков, нападающих на любого, кто с ними не согласен, да и с научной картиной мира многие из них согласны. Но сохранилось и немало ортодоксальных «блюстителей благочестия», которых здравый рассудок вовсе обошёл стороной.
Если вам понравилась статья (и вы согласны с автором), можете поддержать автора донатом (ссылка ниже). Ваша поддержка поможет создавать больше интересных (а главное - полезных!) статей. А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
26 Окт 2024 22:00 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же