|
Литература |
Важность патриотического воспитания в семье
Данная статья направлена на исследование особенностей патриотического воспитания младших школьников в условиях семьи. Проводится анализ понятия «патриотизм», характеризуется его содержание и сущность. В статье так же выявляются особенности организации патриотического воспитания младших школьников родителями и определяются основные задачи и методы патриотического воспитания детей в семье.
Необходимость патриотического воспитания у младших школьников была положена в основу множества исследовательских работ, где говорится об огромной сложности процесса воспитания патриотизма, об основных факторах и принципах гражданско-патриотического воспитания, благодаря которым оно осуществляется. Исходя из этого, можно предположить, что на процесс воспитания неоценимое влияние может оказывать семья. К основным функциям семьи относится воспитательная, которая направлена на привитие детям морально-нравственных качеств, социализацию детей в обществе, а также поддержание культурной непрерывности общества.
Проблема патриотического воспитания школьников, направленная на развитие у них преданности к Отечеству и любви к Родине, всегда находились в центре внимания учёных. Наиболее восприимчивым возрастом для патриотического воспитания является младший школьный возраст, так как именно в это время происходит эффективное формирование национальных ценностей, чувств и стереотипов, а также развитие навыков межкультурного и межнационального общения в современном обществеПонимая и принимая роль семейного воспитания, педагогу необходимо организовать эффективное взаимодействие между школой и семьей, которая будет обладать максимальным воспитательным потенциалом. Семья для ребенка, это социально-поведенческое, духовно-нравственное, информационное, событийное окружение формирующейся личности, которая овладевает всем потенциалом окружающей действительности, прежде всего, на основе подражания и копирования модели поведения родителей.
«Патриотизм» как явление не возникает сам по себе, это явление достаточно сложное и многогранное. По мнению многих авторов под патриотизмом понимается любовь и преданность к своему народу и отечеству. Среди этих авторов можно выделить Д.Н. Ушакова, который считает, что патриотизм – это привязанность, преданность к своему народу и к своей стране. Также многими авторами отмечается, что главным в патриотизме является приверженность и даже некоторая жертвенность во имя своей страны, Родины, но при этом существуют и определения, характеризующие патриотизм проявлением преданности, уважения и любви не только к своей стране, но и к родителям, семье, малой родине. Таким образом, можно сделать вывод, что патриотизм – это ценностное отношение к своей малой Родине и отечеству, которое характеризуется привязанностью к месту рождения и проживания, осознанием гражданской ответственности, которая основывается на нравственных, семейных, духовных ценностях общества. Семья, являясь самым первым институтом социализации детей, оказывает наибольшее влияние на их способности, интересы, убеждения и взгляды. Именно родители, осуществляя воспитательный процесс, могут вырастить истинного патриота, ответственного гражданина, который любит свою страну.
Процесс патриотического воспитания в семье начинается с самого раннего возраста. Родители могут рассказывать своим детям о том, кем были их предки, проводить беседы о войнах, солдатах, и, в целом, о Родине. К сожалению, сегодня большинство семей уделяет недостаточное внимание патриотическому воспитанию детей, так как в приоритете стоят бытовые вопросы, например, хорошее поведение, обучение, экзамены и так далее. Не менее часто родителями специально игнорируются вопросы патриотического воспитания, так как они предполагают, что с данной сферой у детей в дальнейшем проблем не возникнет.
В отличие от школы, семья, являясь специфическим микроколлективом, воспитывает следующие патриотические чувства:
– любовь к родословной своей семьи и к своим родителям;
– уважение к её трудовым и боевым традициям;
– любовь к своей стране, к малой родине и дому.
Исходя из всего вышесказанного, главной целью воспитания патриотизма у детей в условиях семьи выступает формирование у ребёнка осознанной гражданской позиции, включающей в себя приверженность, почитание, уважение и любовь к Отечеству, малой родине, семье, родителям, а также следование устоям и ценностям семьи и общества, в целом. Процесс патриотического воспитания в семье должен быть не прерывным, целостным, можно использовать различные способы, например, спортивная и игровая деятельность («Папа, мама и я – дружная семья», «Хорошо-плохо», «А что такое Родина?», «Семейная ромашка»), чтение историй и рассказов об отечестве, малой родине, семье, разговоры о семейных ценностях, идеалах, о жизни прародителей, посещение мест, несущих историческую ценность, а также изучение произведений искусств патриотической направленности. По нашему мнению, семья не имеет права перекладывать воспитание патриотизма на плечи только общества, школы. Младшие школьники очень зависимы еще от примера родителей, от их мнения, от их устремлений, идеалов и ценностей.
Необходимость патриотического воспитания у младших школьников была положена в основу множества исследовательских работ, где говорится об огромной сложности процесса воспитания патриотизма, об основных факторах и принципах гражданско-патриотического воспитания, благодаря которым оно осуществляется. Исходя из этого, можно предположить, что на процесс воспитания неоценимое влияние может оказывать семья. К основным функциям семьи относится воспитательная, которая направлена на привитие детям морально-нравственных качеств, социализацию детей в обществе, а также поддержание культурной непрерывности общества.
Проблема патриотического воспитания школьников, направленная на развитие у них преданности к Отечеству и любви к Родине, всегда находились в центре внимания учёных. Наиболее восприимчивым возрастом для патриотического воспитания является младший школьный возраст, так как именно в это время происходит эффективное формирование национальных ценностей, чувств и стереотипов, а также развитие навыков межкультурного и межнационального общения в современном обществеПонимая и принимая роль семейного воспитания, педагогу необходимо организовать эффективное взаимодействие между школой и семьей, которая будет обладать максимальным воспитательным потенциалом. Семья для ребенка, это социально-поведенческое, духовно-нравственное, информационное, событийное окружение формирующейся личности, которая овладевает всем потенциалом окружающей действительности, прежде всего, на основе подражания и копирования модели поведения родителей.
«Патриотизм» как явление не возникает сам по себе, это явление достаточно сложное и многогранное. По мнению многих авторов под патриотизмом понимается любовь и преданность к своему народу и отечеству. Среди этих авторов можно выделить Д.Н. Ушакова, который считает, что патриотизм – это привязанность, преданность к своему народу и к своей стране. Также многими авторами отмечается, что главным в патриотизме является приверженность и даже некоторая жертвенность во имя своей страны, Родины, но при этом существуют и определения, характеризующие патриотизм проявлением преданности, уважения и любви не только к своей стране, но и к родителям, семье, малой родине. Таким образом, можно сделать вывод, что патриотизм – это ценностное отношение к своей малой Родине и отечеству, которое характеризуется привязанностью к месту рождения и проживания, осознанием гражданской ответственности, которая основывается на нравственных, семейных, духовных ценностях общества. Семья, являясь самым первым институтом социализации детей, оказывает наибольшее влияние на их способности, интересы, убеждения и взгляды. Именно родители, осуществляя воспитательный процесс, могут вырастить истинного патриота, ответственного гражданина, который любит свою страну.
Процесс патриотического воспитания в семье начинается с самого раннего возраста. Родители могут рассказывать своим детям о том, кем были их предки, проводить беседы о войнах, солдатах, и, в целом, о Родине. К сожалению, сегодня большинство семей уделяет недостаточное внимание патриотическому воспитанию детей, так как в приоритете стоят бытовые вопросы, например, хорошее поведение, обучение, экзамены и так далее. Не менее часто родителями специально игнорируются вопросы патриотического воспитания, так как они предполагают, что с данной сферой у детей в дальнейшем проблем не возникнет.
В отличие от школы, семья, являясь специфическим микроколлективом, воспитывает следующие патриотические чувства:
– любовь к родословной своей семьи и к своим родителям;
– уважение к её трудовым и боевым традициям;
– любовь к своей стране, к малой родине и дому.
Исходя из всего вышесказанного, главной целью воспитания патриотизма у детей в условиях семьи выступает формирование у ребёнка осознанной гражданской позиции, включающей в себя приверженность, почитание, уважение и любовь к Отечеству, малой родине, семье, родителям, а также следование устоям и ценностям семьи и общества, в целом. Процесс патриотического воспитания в семье должен быть не прерывным, целостным, можно использовать различные способы, например, спортивная и игровая деятельность («Папа, мама и я – дружная семья», «Хорошо-плохо», «А что такое Родина?», «Семейная ромашка»), чтение историй и рассказов об отечестве, малой родине, семье, разговоры о семейных ценностях, идеалах, о жизни прародителей, посещение мест, несущих историческую ценность, а также изучение произведений искусств патриотической направленности. По нашему мнению, семья не имеет права перекладывать воспитание патриотизма на плечи только общества, школы. Младшие школьники очень зависимы еще от примера родителей, от их мнения, от их устремлений, идеалов и ценностей.
29 Июн 2024 12:00 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (1)
30 Июн 19:07 |
Хорошая статья, спасибо!
|
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же