|
Литература |
Как написать сочинение на "отлично"? План, структура и примеры стилей
Краткие рассказы или мини доклады о своих домашних питомцах часто встречаются в качестве заданий на уроках начальной и средней школы. Сочинение на тему моя собака в 5 классе входит в обязательную программу. К этому возрасту дети уже должны понимать всю ответственность ухода за животным, поэтому придумывать им специально ничего не нужно. Можно опираться на личный опыт.
Виды и примеры сочинений
Для того чтобы грамотно написать сочинение, нужно разработать план и выбрать структуру рассказа. Если с разработкой плана всё довольно просто, достаточно уметь последовательно излагать свои мысли на бумаге, то с видами и структурой сочинения следует разобраться подробнее.
Для того чтобы рассказ о своей собаке получился интересный, сначала нужно мысленно представить, о чём пойдёт речь. Затем подобрать подходящий тип изложения. В средней школе принято использовать три основных вида:
Ученикам, в юном возрасте, довольно сложно чётко придерживаться одного стиля изложения. Чтобы лучше разобраться в их схожести и различиях, следует внимательно изучить примеры каждого вида.
Лесная прогулка с Дружком
"Сегодня мы с родителями и нашей собакой по кличке Дружок ездили на лесную прогулку. Хоть Дружок уже взрослый пёс, но в настоящем лесу никогда не был. Он был так удивлён, выпрыгнув из машины на травку, что всем было очень смешно.
Дружок очень маленькая собачка, наверное, поэтому высокая лесная трава показалась ему такой странной. В городе он видел только подстриженные газоны и асфальт. Сначала он долго не мог отойти от машины, боялся. Это было видно по его вздыбленной шерсти и глухому рычанию. Но потом осмелел и стал носиться по полянке громко лая и виляя хвостом.
Затем, он где-то нашёл большую палку и долго пытался её разгрызть. Но палка была ему не по зубам, поэтому пришлось её бросить. Внимание его переключилось на холмик земли, и Дружок начал его раскапывать.
Оказалась, что это была чья- то нора, но хозяин её, видимо, давно покинул. Только юркая ящерица проворно проскочила между лап у собаки и исчезла в густой траве. Но даже эта мимолётная встреча очень напугала пёсика. Он с визгом и поджатым хвостом запрыгнул обратно в машину. Как мы не пытались его звать, он не хотел выходить. Тогда мы решили его приманить:
Всем было смешно, только Дружку не очень. Мы уже подумали, что он так больше и не выйдет из машины. Тогда я догадался принести палку, которую с таким удовольствием пыталась разгрызть собака, и сделал вид, что хочу её выкинуть в реку.
Дружок тут же выскочил из машины и схватился за палку зубами, пытаясь у меня её отобрать. Я сделал вид что сопротивляюсь, но потом отдал ему лесную игрушку. Так он с ней и бегал за нами, даже домой с собой увёз.
Время, проведённое в лесу, всем очень понравилось. Только дома мы заметили какую-то шишку на лапе у пёсика. Думали, что где-то случайно порезался об траву, а теперь рана припухла. Но когда привезли его к врачу, оказалось, что это был клещ. Он уже успел напиться крови, поэтому раздулся как шарик.
Доктор его из Дружка вытащил и поставил укол. Сказал, что клещи для собак хоть и не опасны, но лишним не будет. Велел в следующий раз брать с собой специальный спрей от клещей и брызгать им собаку перед прогулкой. Только потом обязательно нужно Дружка помыть.
Вот такая интересная и поучительная у нас получилась лесная прогулка. Папа сказал, что теперь будем каждую неделю в лес ездить. Дружку точно понравится".
Яркий пример сочинения-повествования. Выдержаны чёткие временные рамки. Рассказчик излагает события последовательно, не перепрыгивая с мысли на мысль. При этом почти не описывает внешность собаки и не увлекается рассуждениями.
Английский бульдог Рекс
"У нас дома живёт английский бульдог Рекс. Это у него порода так называется, а сам он очень даже русский. Родился в России в питомнике. Его там щенком купили родители, когда я был ещё маленьким. Теперь Рексу уже 12 лет. По собачьим меркам - он пожилой пёс, поэтому всё время любит лежать на диване, высунув язык. Мама сказала, что это Рекс так потеет, когда ему жарко. Его можно понять, хоть пёс и короткошёрстный, но довольно упитанный. Да и шерсть всё равно греет, её же не снимешь, когда захочешь.
У Рекса приплюснутая морда и очень толстая шея. Сам он плотного телосложения с толстыми лапами и без хвоста. Его Рексу купировали ещё в детстве. Так положено при его родословной. А она у него очень длинная. Дедушки и бабушки были чемпионами. Если бы наш пёс ездил на выставки, то, наверное, тоже бы призы выигрывал. Он очень красивого бело-рыжего окраса.
Родители говорили, что эту породу вывели специально для защиты людей. Рекс тоже хороший телохранитель. Никого чужого в дом не пустит, когда хозяев нет. На прогулке к нему даже собаки подходить боятся. Такой грозный у него внешний вид.
Но нашу собаку по выставкам не возят, да ему не очень-то и хотелось. Он на прогулку через силу ходит, особенно зимой и в плохую погоду. Очень не любит свои лапы пачкать. Может потому что старый уже, а может просто привык жить в квартире и никуда не ходить.
Но я всё равно очень люблю нашего Рекса. Сколько себя помню, он всегда жил с нами. Так что стал уже полноправным членом семьи, а не просто домашним питомцем. Даже папа ему на диване место уступает".
В этом примере сочинения-описания, рассказчик делает упор на внешний вид своей собаки. Перечисляет его особенности, упоминает породу. При этом в рассказе нет временных рамок и размышлений по теме. Ученик просто описывает собаку такой, как её видит.
Собака друг человека
"На день рождения родители подарили мне щенка. Я ему так обрадовался, что сразу побежал показывать друзьям. Целый день мы играли с новым питомцем. Он был такой смешной и весёлый, что я сразу его полюбил.
Но на следующий день что-то случилось. Пёсик отказался есть и пить. Даже со своей лежанки не вставал и всё время спал. Родители сказали, что я сам виноват. Щенок – это хоть и собачий, но ребёнок. Ему тоже нужен режим и должный уход. Так я узнал, что такое ответственность за живое существо. Оказывается, с собакой можно не только играть, за ней нужно ещё и ухаживать:
Собака – не просто питомец и друг, это ещё большая ответственность, которую берёт на себя человек, когда приводит животное в дом. Его не поставить на полку, как надоевшую игрушку, поэтому следует хорошо подумать, прежде чем брать щенка.
Но я давно хотел собаку, поэтому к трудностям был готов заранее. Конечно, мой распорядок дня сильно изменился, но ничто не сравнится с радостью встречи со своим питомцем, когда тот тебя ждёт после школы.
Такой друг будет всегда рядом. Он не предаст и не обидится на тебя. Всегда поддержит, когда грустно и разделит с тобой радость. Для него ты самый милый и любимый человек, без всяких ограничений.
Для меня пёс стал не просто животным, а почти членом семьи. И если бы сейчас мне предложили другой подарок на день рождения, то я ни за чтобы не согласился. Даже не смотря на все трудности, собаку заводить всё равно стоит. В этом я точно уверен".
Это сочинение-рассуждение. В нём нет описания внешности собаки или пересказа какого-то события. Автор высказывает свои мысли, приводит аргументы в пользу собаки.
✅Важная подсказка! Не будет считаться ошибкой, если в коротком рассказе о будет использоваться сразу несколько стилей. Однако в этом случае будет сложно написать текст таким образом, чтобы он выглядел органично. Часто у детей мысли перескакивают с одной на другую. Особенно когда нет плана сочинения. Чтобы этого не происходило, нужно мысленно разбить текст на три части:
Если придерживаться этой структуры, то любой рассказ будет удобно и просто читать. А мысли перестанут забегать одна за другую независимо от стиля изложения.
Виды и примеры сочинений
Для того чтобы грамотно написать сочинение, нужно разработать план и выбрать структуру рассказа. Если с разработкой плана всё довольно просто, достаточно уметь последовательно излагать свои мысли на бумаге, то с видами и структурой сочинения следует разобраться подробнее.
Для того чтобы рассказ о своей собаке получился интересный, сначала нужно мысленно представить, о чём пойдёт речь. Затем подобрать подходящий тип изложения. В средней школе принято использовать три основных вида:
- Повествование – подходит для описания события или действия уложенного в определённый промежуток времени. Например, можно написать короткий рассказ о собаке на прогулке или забавную историю, которая с ней произошла дома. При этом необязательно описывать внешность питомца или высказывать мысли по поводу его поступков. Обычное изложение.
- Описание – такой тип применяется, если нужно рассказать о внешности, породе, отличительных особенностях животного. Этот вид сочинений не подразумевает временных рамок или рассуждений автора. Он рассчитан на визуальное восприятие, рассказанное словами.
- Рассуждение – к этому виду можно отнести всё, что автор хотел рассказать о своём четвероногом друге со своей точки зрения. Проанализировать его повадки и привычки.
Ученикам, в юном возрасте, довольно сложно чётко придерживаться одного стиля изложения. Чтобы лучше разобраться в их схожести и различиях, следует внимательно изучить примеры каждого вида.
Лесная прогулка с Дружком
"Сегодня мы с родителями и нашей собакой по кличке Дружок ездили на лесную прогулку. Хоть Дружок уже взрослый пёс, но в настоящем лесу никогда не был. Он был так удивлён, выпрыгнув из машины на травку, что всем было очень смешно.
Дружок очень маленькая собачка, наверное, поэтому высокая лесная трава показалась ему такой странной. В городе он видел только подстриженные газоны и асфальт. Сначала он долго не мог отойти от машины, боялся. Это было видно по его вздыбленной шерсти и глухому рычанию. Но потом осмелел и стал носиться по полянке громко лая и виляя хвостом.
Затем, он где-то нашёл большую палку и долго пытался её разгрызть. Но палка была ему не по зубам, поэтому пришлось её бросить. Внимание его переключилось на холмик земли, и Дружок начал его раскапывать.
Оказалась, что это была чья- то нора, но хозяин её, видимо, давно покинул. Только юркая ящерица проворно проскочила между лап у собаки и исчезла в густой траве. Но даже эта мимолётная встреча очень напугала пёсика. Он с визгом и поджатым хвостом запрыгнул обратно в машину. Как мы не пытались его звать, он не хотел выходить. Тогда мы решили его приманить:
- предлагали корм;
- кидали его любимый мячик;
- ласково уговаривали.
Всем было смешно, только Дружку не очень. Мы уже подумали, что он так больше и не выйдет из машины. Тогда я догадался принести палку, которую с таким удовольствием пыталась разгрызть собака, и сделал вид, что хочу её выкинуть в реку.
Дружок тут же выскочил из машины и схватился за палку зубами, пытаясь у меня её отобрать. Я сделал вид что сопротивляюсь, но потом отдал ему лесную игрушку. Так он с ней и бегал за нами, даже домой с собой увёз.
Время, проведённое в лесу, всем очень понравилось. Только дома мы заметили какую-то шишку на лапе у пёсика. Думали, что где-то случайно порезался об траву, а теперь рана припухла. Но когда привезли его к врачу, оказалось, что это был клещ. Он уже успел напиться крови, поэтому раздулся как шарик.
Доктор его из Дружка вытащил и поставил укол. Сказал, что клещи для собак хоть и не опасны, но лишним не будет. Велел в следующий раз брать с собой специальный спрей от клещей и брызгать им собаку перед прогулкой. Только потом обязательно нужно Дружка помыть.
Вот такая интересная и поучительная у нас получилась лесная прогулка. Папа сказал, что теперь будем каждую неделю в лес ездить. Дружку точно понравится".
Яркий пример сочинения-повествования. Выдержаны чёткие временные рамки. Рассказчик излагает события последовательно, не перепрыгивая с мысли на мысль. При этом почти не описывает внешность собаки и не увлекается рассуждениями.
Английский бульдог Рекс
"У нас дома живёт английский бульдог Рекс. Это у него порода так называется, а сам он очень даже русский. Родился в России в питомнике. Его там щенком купили родители, когда я был ещё маленьким. Теперь Рексу уже 12 лет. По собачьим меркам - он пожилой пёс, поэтому всё время любит лежать на диване, высунув язык. Мама сказала, что это Рекс так потеет, когда ему жарко. Его можно понять, хоть пёс и короткошёрстный, но довольно упитанный. Да и шерсть всё равно греет, её же не снимешь, когда захочешь.
У Рекса приплюснутая морда и очень толстая шея. Сам он плотного телосложения с толстыми лапами и без хвоста. Его Рексу купировали ещё в детстве. Так положено при его родословной. А она у него очень длинная. Дедушки и бабушки были чемпионами. Если бы наш пёс ездил на выставки, то, наверное, тоже бы призы выигрывал. Он очень красивого бело-рыжего окраса.
Родители говорили, что эту породу вывели специально для защиты людей. Рекс тоже хороший телохранитель. Никого чужого в дом не пустит, когда хозяев нет. На прогулке к нему даже собаки подходить боятся. Такой грозный у него внешний вид.
Но нашу собаку по выставкам не возят, да ему не очень-то и хотелось. Он на прогулку через силу ходит, особенно зимой и в плохую погоду. Очень не любит свои лапы пачкать. Может потому что старый уже, а может просто привык жить в квартире и никуда не ходить.
Но я всё равно очень люблю нашего Рекса. Сколько себя помню, он всегда жил с нами. Так что стал уже полноправным членом семьи, а не просто домашним питомцем. Даже папа ему на диване место уступает".
В этом примере сочинения-описания, рассказчик делает упор на внешний вид своей собаки. Перечисляет его особенности, упоминает породу. При этом в рассказе нет временных рамок и размышлений по теме. Ученик просто описывает собаку такой, как её видит.
Собака друг человека
"На день рождения родители подарили мне щенка. Я ему так обрадовался, что сразу побежал показывать друзьям. Целый день мы играли с новым питомцем. Он был такой смешной и весёлый, что я сразу его полюбил.
Но на следующий день что-то случилось. Пёсик отказался есть и пить. Даже со своей лежанки не вставал и всё время спал. Родители сказали, что я сам виноват. Щенок – это хоть и собачий, но ребёнок. Ему тоже нужен режим и должный уход. Так я узнал, что такое ответственность за живое существо. Оказывается, с собакой можно не только играть, за ней нужно ещё и ухаживать:
- кормит по расписанию;
- гулять в одно и тоже время;
- лечить, если заболеет.
Собака – не просто питомец и друг, это ещё большая ответственность, которую берёт на себя человек, когда приводит животное в дом. Его не поставить на полку, как надоевшую игрушку, поэтому следует хорошо подумать, прежде чем брать щенка.
Но я давно хотел собаку, поэтому к трудностям был готов заранее. Конечно, мой распорядок дня сильно изменился, но ничто не сравнится с радостью встречи со своим питомцем, когда тот тебя ждёт после школы.
Такой друг будет всегда рядом. Он не предаст и не обидится на тебя. Всегда поддержит, когда грустно и разделит с тобой радость. Для него ты самый милый и любимый человек, без всяких ограничений.
Для меня пёс стал не просто животным, а почти членом семьи. И если бы сейчас мне предложили другой подарок на день рождения, то я ни за чтобы не согласился. Даже не смотря на все трудности, собаку заводить всё равно стоит. В этом я точно уверен".
Это сочинение-рассуждение. В нём нет описания внешности собаки или пересказа какого-то события. Автор высказывает свои мысли, приводит аргументы в пользу собаки.
✅Важная подсказка! Не будет считаться ошибкой, если в коротком рассказе о будет использоваться сразу несколько стилей. Однако в этом случае будет сложно написать текст таким образом, чтобы он выглядел органично. Часто у детей мысли перескакивают с одной на другую. Особенно когда нет плана сочинения. Чтобы этого не происходило, нужно мысленно разбить текст на три части:
- Введение – два, три предложения, в которых указывается тема рассказа.
- Основная часть – всё, что автор хотел рассказать.
- Заключение – одно, два предложения с итогом всего написанного.
Если придерживаться этой структуры, то любой рассказ будет удобно и просто читать. А мысли перестанут забегать одна за другую независимо от стиля изложения.
09 Июн 2024 07:04 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (2)
09 Июн 08:23 |
Спасибо за советы.
|
09 Июн 14:27 |
Все по полочкам. Красота)
|
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же