Search Login
ГлавноеПопулярноеОбсуждаемое
НовоеИзбранное
Комментарии
Графики
О проекте
ВходРегистрация
НастройкиСправка
Avatar
На сайте с 05 Jun 2024
Литература
Обзор и краткий анализ рассказа Н. В. Гоголя "Заколдованное место"
08 Июн 2024 08:30
Знаменитая серия историй Гоголя «Вечера на хуторе близь Диканьки» входит в образовательную программу по литературе средней школы. В 5 классе ученикам предлагается сделать разбор одного из рассказов под названием «Заколдованное место». Характеристика главных героев поможет детям лучше понять их мысли и поступки, а краткое содержание сказки разобраться с непонятными терминами.

Описание сюжета

Повествование ведётся от лица дьякона местной церкви, Фомы. Однако не он главный герой произведения «Заколдованного места». Мужчина вспоминает историю из детства, которая произошла с его дедом Максимом.

В те далёкие времена, он с братьями и дедом охранял поле от ворон и плохих людей. Следить за посевами нужно было круглосуточно, поэтому семье приходилось жить в самодельном шалаше. Днём они накрывали неокрепшие дыни и арбузы листьями, чтобы их не пожгло солнце, а ночью караулили воров. Любителей поживиться за чужой счёт было немало.

Детям такая работа была не в тягость. Каждый день мать приносила им еду, да и на самом поле было чем поживиться. Они ели: горох, огурцы и репу.

А также всегда можно было полакомиться молодой дыней. В общем, голодными не сидели. Бывало, что проходящие мимо чумаки с обозами меняли свой товар на дыни, да и поговорить с ними всегда было интересно.

Как-то мимо шёл обоз. Вели его знакомые деда. Старик пригласил мужчин переночевать и отужинать вместе с ним. Приятели рассказывали разные истории, вспоминали былые времена.

Немного повеселев от выпитого, стали друзья танцевать. Дед, хоть и был уже тяжёл на подъём, но тоже решил не отставать. Пустился тоже в пляс, да только ноги почему-то заплетаться стали. Никак он не мог их оторвать от земли, а как дошёл до грядки с огурцами, так вообще подумал, что кто-то их специально держит.

Встал он как вкопанный, оглянулся вокруг, да окрестности не узнал. Куда-то делось поле и чумаки с внуками. Стоит он будто в месте незнакомом. Однако пригляделся и начал узнавать ориентиры. Хоть и было темно, но старик разглядел поповскую голубятню, да двор местного писаря.

Понял он, где находится, уже было хотел обратно повернуть, как вдруг увидел горящую свечу на старой могиле. Все знали, что это за знак. Так, по поверью, обозначались скрытые клады. Обрадовался дед Максим, пошёл на огонёк. Хотел уже начать клад откапывать, да вспомнил, что нет у него с собой лопаты. Решил он место приметить большой веткой и прийти сюда позже.

Однако как не пытался старик, но на другой день заветного места не нашёл. Решил было бросить поиски, но случайно стукнул заступом по тому месту у грядки, где танцевать пытался, да и оказался опять в тех заколдованных окрестностях.

Обрадовался старик. На этот раз у него был с собой заступ. С его помощью он убрал со старой могилы огромный камень. Только хотел отдохнуть, да табачку нюхнуть, как сверху кто-то чихать начал. Испугался дед, табак убрал, но от дела своего не отступил. Стал копать землю да сам с собой разговаривать. Только каждое слово будто кто-то эхом за ним повторял. Да не одним голосом, а разными. Мерещилась старику нечисть всякая:

  • Птичий клюв, который стучал по горшку с кладом;
  • Баранья голова на дереве;
  • Морда медведя.

Пожилой мужчина хотел уже бросить это дело, но тут всё стихло. Он спокойно откопал котёл с кладом и понёс его домой, радуясь своему будущему богатству.

В то время на поле пришла мать и принесла еду. Не дождавшись деда, она накормила детей, сполоснула посуду и пошла выливать помои. Вдруг увидела, будто на неё в темноте бочка катится. Подумав, что это ребятишки балуют, плеснула горячими помоями на бочку, а это оказался дед. Старик хотел заругаться, но не стал, так хотелось ему быстрее заглянуть в горшок. Однако вместо золота там оказался всякий мусор и грязь, пришлось даже руки отмывать.

Понял дед, что чёрт его обманул. Стал с тех пор только в Бога верить и внукам всем наказал. А заколдованное место огородили забором и стали туда скидывать мусор, так как кроме сорной травы, там всё равно ничего не росло.

Характеристика главного героя

В рассказе «Заколдованное место» главный герой всего один – дед Максим. Он типичный представитель деревенского жителя того времени. Вера в нечистую силу, как в факт, говорит о необразованности старика, но тогда это было не редкость.

Пожилой мужчина отличался весёлым характером и своеобразным взглядом на жизнь. Он любил своих внуков, хоть и проявлял свои чувства очень странно, например, называл их не иначе как «собачьи дети». В нескольких словах старика можно охарактеризовать следующим образом:

  • мудрый;
  • работящий:
  • жизнелюбивый.

В целом, персонажа трудно назвать полностью положительным. Он хитрит и не рассказывает о месте клада. Много ругается бранными словами и не прочь прихвастнуть. Однако старик всё же принёс найденный горшок с кладом и открыл его вместе с внуками, что говорит о его любви к мальчикам. Об этом же можно судить из его высказывания цитаты:

«Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, ходить в золотых жупанах! Посмотрите-ка, посмотрите сюда, что я вам принес!»

Именно поэтому главного героя «Заколдованного места» также нельзя назвать и отрицательным персонажем. Скорее это нейтральный образ обычного деревенского старика тех лет, со своими особенностями и жизненными принципами.

Второстепенные персонажи

Помимо главного героя в сказке «Заколдованное место» присутствуют ещё два значимых персонажа – это рассказчик Фома и, собственно, то самое мистическое место, благодаря которому произведение и получило своё название. Характеристика каждого из них также очень важна для общего понимания сюжета.

Дьякон Фома

Именно от его лица ведётся всё повествование. Однако о самом мужчине в тексте почти не упоминается. Известно лишь, что служит он дьяконом в церкви и не очень любит вспоминать эту историю из своего детства.

Ребёнком он был непоседливым и не очень послушным. Об этом говорит воспоминания самого рассказчика о своём отрочестве. Он с точностью не может вспомнить, сколько ему тогда было лет, но хорошо помнит окрики отца за глупые проделки:

«Я тогда был еще дурень. Всего мне было лет одиннадцать; так нет же, не одиннадцать: я помню как теперь, когда раз побежал было на четвереньках и стал лаять по-собачьи, батько закричал на меня, покачав головою: «Эй, Фома, Фома! тебя женить пора, а ты дуреешь, как молодой лошак!»

Дать чёткую характеристику этому персонажу невозможно, так как в тексте о нём очень мало информации. Но если принять во внимание его должность дьякона, то можно сделать вывод, что ребёнком он тоже был довольно способным и умным. Ведь все служители церкви образованные и неглупые люди.

Чёртово место

Особенностью этой сказки, безусловно, является её мистическая составляющая. Автор не просто описывает бездушное заколдованное место, он анализирует его поступки, как у обычного персонажа. Наделяет качествами, присущими только человеку:

  • хитростью;
  • подлостью;
  • зловредностью.

Изначально показав, где закопан клад, нечисть начинает издеваться над стариком. Сначала водит его кругами и не даёт найти заветную могилу. Затем пугает его разными голосами и страшными образами. Место как бы говорит старику, что ещё не поздно повернуть назад, дает ему выбор, который герой не понимает и не принимает. В конце нечисть наказывает старика, подсунув ему вместо золота мусор.

Этот безликий персонаж однозначно отрицательный герой в сказке. Все его действия направлены на проявление скрытых человеческих пороков, таких как жадность и алчность.

Краткий анализ и размышления

История под названием «Заколдованное место» подаётся писателем как быль, но по жанру больше напоминает мистическую сказку. В произведении удачно переплетаются две составляющих:

  • мистика;
  • юмор;
  • быль.

Доподлинно известно, что впервые рассказ был напечатан в 1832 году и вошёл в авторский сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Точный год написания сказки неизвестен, предположительно 1829 – 1830.

Повествование основано на фольклоре, что придает ему неповторимую атмосферу деревенского быта того времени. Такую историю нельзя написать, если не знать образа жизни обычных людей. Только человеку знакомому с крестьянской жизнью не понаслышке под силу передать ту силу образов, которые присущи гоголевским персонажам.

Писатель умело смешал юмор с глубокой моралью, которая проглядывается между строк этого произведения – только нажитое честным трудом богатство может принести человеку счастье.

Сказка предназначена для изучения в 5 классе, однако, современным детям очень сложно понять некоторые термины и слова, использованные в повествовании. Для того чтобы при написании сочинения или оформления читательского дневника не исказился смыл произведения, ученикам лучше использовать краткий пересказ истории. Но познакомиться с полной версией нужно обязательно. Ведь никакой, даже самый точный пересказ, не сможет передать ту атмосферу, которую можно прочувствовать только с гоголевским стилем написания.
842
₽
3
Комментарии (1)
Другие статьи на эту тему: