|
Литература |
Литература умерла?
О смерти литературы как явления говорят уже давно. Причинами этого явления считают окончание индустриальной эпохи, развитие научных знаний, исчезновение определённых табу в обществе. Но дело не только в этом.
Гоголь на смертном одре
В наше время в некоторой степени снизилась значимость написанного текста. Сегодняшняя публика всё больше предпочитает смотреть и слушать, а не читать. Это, конечно, относительные масштабы, само по себе написанное слово никуда не пропало и, очевидно, не пропадёт и в будущем. Иначе, к примеру, никто бы не читал наши блоги ;).
Писатель
Однако тенденция существует, и она кажется удивительной. Увеличившийся интерес к аудио- и видеоконтенту связывают с распространением современного интернета, однако его «заменители» существовали и до этого. Поэтому парадоксально, что литературу в своё время не смогли убить ни телевидение, ни аудио- и видеомагнитофоны, и лишь в нынешнюю интернет-эпоху написанному слову пришлось заметно потесниться.
Кстати, ещё в середине ХХ века существовали серьёзные опасения насчёт того, что телевидение навсегда положит конец литературе. Знаменитая антиутопия Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», по словам самого писателя, повествовала именно об опасности телевидения, которое в то время (книга была опубликована в 1953 году) только зарождалось. В самом романе постоянно фигурируют огромные экраны во всю стену, а также плееры с наушниками; знаменитый фантаст уже тогда предвидел современные гаджеты, однако они его пугали.
Вот это, по мнению Брэдбери, должно было убить литературу. Не получилось...
К слову, Брэдбери всегда относился к современным технологиям с недоверием. Так, до самой своей смерти он писал свои произведения на старой печатной машинке, а также запрещал публиковать их в интернете.
Современные технологии - это не только компьютеры и интернет. В этой моей статье описывается история одного из самых спорных и неоднозначных современных гаджетов.
Но телевидение всё-таки не выполнило свою «чёрную» функцию: художественная литература продолжала развиваться и служила мощным социальным явлением. Возможно, это произошло потому, что довольно быстро телевидение было «захвачено» государством и большим бизнесом и стало выполнять в первую очередь пропагандистскую и рекламную роль; литература же оставалась наиболее приемлемым пространством для творческой свободы.
Много экранов, небоскрёбы и костры из книг
Есть, впрочем, одно существенное отличие видеороликов в интернете от классического телевидения. ТВ двадцатого века было очень дорогим удовольствием. Создать собственный телеканал талантливый, но простой человек не мог.
Для бывшего СССР это вообще отдельная тема. Долгие десятилетия в Союзе существовали только одна – две центральные «кнопки» плюс, иногда, республиканские и областные телестудии. В России 90-х появились несколько годных центральных телеканалов, но вот региональное ТВ представляло собой более чем убогое зрелище. Даже в Краснодаре в то время существовала лишь парочка откровенно деревенских студий, работавших на частотах центральных каналов и прерывавших их эфир примитивной местной рекламой, «программой поздравлений» и региональными выпусками новостей.
Примитивное, но безумно дорогое региональное ТВ 90-х
Естественно, что в таких условиях единственными доступными средствами самовыражения были литература и пресса. Для написания повести или романа деньги практически не требуются; созданное произведение можно было отнести в газету или журнал, многие издания за это даже гонорары выплачивали. А даже если не выплачивали, всё равно главная цель выполнялась – произведение было опубликовано и доходило до публики. Издание своей книги уже требовало определённых средств, но они, конечно, были далеко не такими большими, как стоимость телестудии.
Затем появились любительские видеокамеры, которые с течением времени стали относительно доступными по цене. Именно они могли стать аналогом «Ютуба», и этот процесс был уже запущен: так, на российском ТВ выходила популярная передача «Сам себе режиссёр».
Российский "Ютуб" 90-х на РТР
Однако век плёночного видео к тому времени уже заканчивался; плёночные камеры быстро были заменены на цифровые, вскоре появились мобильные телефоны с камерами, а там и возможности интернета позволили размещать видеоконтент в практически неограниченном количестве.
Теперь создание видео стало таким же дешёвым, каким в своё время было создание литературных произведений. А возможностей у видео куда больше, чем у простого написанного текста. Так что можно сказать, что литература не умерла, она просто переродилась в некую «видео-форму».
Современная "литература" выглядит так
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). Ваша поддержка поможет создавать больше интересных (а главное - полезных!) статей. А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
Гоголь на смертном одре
В наше время в некоторой степени снизилась значимость написанного текста. Сегодняшняя публика всё больше предпочитает смотреть и слушать, а не читать. Это, конечно, относительные масштабы, само по себе написанное слово никуда не пропало и, очевидно, не пропадёт и в будущем. Иначе, к примеру, никто бы не читал наши блоги ;).
Писатель
Однако тенденция существует, и она кажется удивительной. Увеличившийся интерес к аудио- и видеоконтенту связывают с распространением современного интернета, однако его «заменители» существовали и до этого. Поэтому парадоксально, что литературу в своё время не смогли убить ни телевидение, ни аудио- и видеомагнитофоны, и лишь в нынешнюю интернет-эпоху написанному слову пришлось заметно потесниться.
Кстати, ещё в середине ХХ века существовали серьёзные опасения насчёт того, что телевидение навсегда положит конец литературе. Знаменитая антиутопия Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», по словам самого писателя, повествовала именно об опасности телевидения, которое в то время (книга была опубликована в 1953 году) только зарождалось. В самом романе постоянно фигурируют огромные экраны во всю стену, а также плееры с наушниками; знаменитый фантаст уже тогда предвидел современные гаджеты, однако они его пугали.
Вот это, по мнению Брэдбери, должно было убить литературу. Не получилось...
К слову, Брэдбери всегда относился к современным технологиям с недоверием. Так, до самой своей смерти он писал свои произведения на старой печатной машинке, а также запрещал публиковать их в интернете.
Современные технологии - это не только компьютеры и интернет. В этой моей статье описывается история одного из самых спорных и неоднозначных современных гаджетов.
Но телевидение всё-таки не выполнило свою «чёрную» функцию: художественная литература продолжала развиваться и служила мощным социальным явлением. Возможно, это произошло потому, что довольно быстро телевидение было «захвачено» государством и большим бизнесом и стало выполнять в первую очередь пропагандистскую и рекламную роль; литература же оставалась наиболее приемлемым пространством для творческой свободы.
Много экранов, небоскрёбы и костры из книг
Есть, впрочем, одно существенное отличие видеороликов в интернете от классического телевидения. ТВ двадцатого века было очень дорогим удовольствием. Создать собственный телеканал талантливый, но простой человек не мог.
Для бывшего СССР это вообще отдельная тема. Долгие десятилетия в Союзе существовали только одна – две центральные «кнопки» плюс, иногда, республиканские и областные телестудии. В России 90-х появились несколько годных центральных телеканалов, но вот региональное ТВ представляло собой более чем убогое зрелище. Даже в Краснодаре в то время существовала лишь парочка откровенно деревенских студий, работавших на частотах центральных каналов и прерывавших их эфир примитивной местной рекламой, «программой поздравлений» и региональными выпусками новостей.
Примитивное, но безумно дорогое региональное ТВ 90-х
Естественно, что в таких условиях единственными доступными средствами самовыражения были литература и пресса. Для написания повести или романа деньги практически не требуются; созданное произведение можно было отнести в газету или журнал, многие издания за это даже гонорары выплачивали. А даже если не выплачивали, всё равно главная цель выполнялась – произведение было опубликовано и доходило до публики. Издание своей книги уже требовало определённых средств, но они, конечно, были далеко не такими большими, как стоимость телестудии.
Затем появились любительские видеокамеры, которые с течением времени стали относительно доступными по цене. Именно они могли стать аналогом «Ютуба», и этот процесс был уже запущен: так, на российском ТВ выходила популярная передача «Сам себе режиссёр».
Российский "Ютуб" 90-х на РТР
Однако век плёночного видео к тому времени уже заканчивался; плёночные камеры быстро были заменены на цифровые, вскоре появились мобильные телефоны с камерами, а там и возможности интернета позволили размещать видеоконтент в практически неограниченном количестве.
Теперь создание видео стало таким же дешёвым, каким в своё время было создание литературных произведений. А возможностей у видео куда больше, чем у простого написанного текста. Так что можно сказать, что литература не умерла, она просто переродилась в некую «видео-форму».
Современная "литература" выглядит так
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). Ваша поддержка поможет создавать больше интересных (а главное - полезных!) статей. А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
17 Апр 2024 23:22 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (3)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же
Иначе, мы очень быстро окажемся в фильме "идиократия" ✌