Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Siurd2012 Subscribers16
История
«Домострой» XVI века: почему эта книга была так популярна?
«Домострой», написанный в XVI (а возможно, даже в XV) веке, в наше время многие критикуют – за мракобесие, пропаганду жестокого обращения с детьми, жёнами и слугами. Даже некоторые православные священники и «христианские философы» негативно отзываются об этой книге, считая, что изложенные в ней нравственные принципы скорее напоминают мусульманские, а не христианские.
Русская купеческая семья в XVII веке

В этом и заключается главная ошибка людей, пытающихся изучить «Домострой» и определить его место в истории русской культуре. На самом деле «Домострой» - это отнюдь не религиозная книга. Это был скорее хозяйственный сборник, который пытался охватить все основные стороны жизни человека своего времени. «Домострой» - книга вполне светская, к тому же написанная на живом, «простонародном» русском языке тех лет, хотя и смешанном с церковнославянскими элементами.

Помнится, в 1992 году издавалась книга «Энциклопедия семейной жизни», в которой давались советы по домашнему ремонту, рукоделию, самостоятельному изготовлению нужных в хозяйстве вещей, организации досуга, супружеской жизни, кулинарные рецепты и т. д. Книги подобного рода были, в принципе, популярны всегда. Одним из первых таких сборников был французский «Парижский хозяин», созданный в XIV веке. Именно такой книгой был «Домострой», одним из источников для которого, как считают некоторые исследователи, послужил уже упомянутый «Парижский хозяин».

«Домострой» был одной из первых русских «книг для чтения». Он имел относительно высокую популярность среди бояр и купцов (хотя сборники вроде «Измарагда» пользовались бóльшим спросом). И это имеет свою причину.
Русская семья "домостроевской эпохи"

Главы, посвящённые «духовной жизни», были для литературы того времени «общим местом»: почти ни одна книга (хоть в Московском государстве, хоть в Германии, хоть во Франции) не обходилась без религиозных наставлений, молитв и псалмов. Это было своеобразной формальностью.

О том, что русских читателей привлекала не «духовная» составляющая книги, косвенно можно понять из того, как иностранцы того времени описывали жизнь людей в Московском государстве. Европейские гости даже возмущались тем, что в русском государстве религия не пользуется особым почётом. Так, один из послов описывал, что жители русского государства нередко посещают церковь всего несколько раз в году, а в остальное время ограничиваются крестным знамением и поклоном, когда идут мимо храма.

Читайте также:

С другой стороны, иностранцы описывали непривычные для них стороны быта москвичей. Столица русского царства казалась им неким «деревенским» поселением: она по большей части состояла из широких улиц, застроенных деревянными домами с просторными дворами; у многих москвичей имелись свои сады и огороды, у каждого во дворе имелся свой ледник (помещение со льдом для хранения продуктов), собственная баня и другие хозяйственные постройки. Иностранные авторы отмечали, что жители Москвы были довольно-таки деловыми людьми.
Русский дом XVII века

Москва, таким образом, заметно отличалась от привычных иностранцам европейских городов, в которых были узкие (иногда даже слишком узкие) улицы, застроенные небольшими каменными домами в несколько этажей, в которых жители снимали маленькие квартиры или даже отдельные комнаты, а о собственных садах и огородах не могло быть и речи.

Естественно, в таком московском обществе весьма высоко ценилось умение правильно вести хозяйство. Нужные помещения нужно было уметь построить, пищу приготовить и уложить на хранение, одежду надо было содержать в чистоте и так далее. Но именно это – многочисленные советы по хозяйству - и составляло бóльшую часть «Домостроя». Достаточно много места в нём, в частности, занимала кулинарная глава. «Домострой», таким образом, является одной из самых известных средневековых кулинарных книг.

По-видимому, именно поэтому «Домострой» пользовался относительно высоким спросом в русском обществе XVI – XVII веков. А для современных исследователей это обширный источник сведений о быте русских людей того времени: из «Домостроя» можно узнать, что именно ели наши предки, в какой одежде ходили, какой посудой пользовались, в чём хранили домашнюю утварь.

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). Ваша поддержка поможет создавать больше интересных (а главное - полезных!) статей. А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
08 Апр 2024 22:08
1.5K
2
Комментарии (0)
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram