Search Login
ГлавноеПопулярноеОбсуждаемое
НовоеИзбранное
Комментарии
Графики
О проекте
ВходРегистрация
НастройкиСправка
Avatar
На сайте с 18 Mar 2024
История
Как мумия потопила «Титаник», оставаясь в Британском музее...
31 Мар 2024 14:17

Что за «несчастливая мумия»?
«Несчастливая мумия» – это вовсе и не мумия, а крышка от саркофага жрицы бога Амона-Ра, которая хранится в Британском музее. Деревянная крышка выполнена в виде женщины с руками, разведенными в стороны. По мнению специалистов, саркофаг принадлежал женщине, жившей в эпоху XXI или XXII династии. Ее имя не установлено, но судя по качеству отделки крышки, жрица была знатной особой. Серийный номер, который присвоили артефакту в музее, – ЕА 22542. Длина «несчастливой мумии» – 168,5 см.

Как артефакт попал в Британский музей?
Легенда гласит, что в 1860-х гг. четверо вчерашних выпускников Оксфорда решили отправиться в Египет. Вместе они спустились по Нилу, а на память о путешествии купили сувенир в Дейр эль-Бахри – тот самый саркофаг. Путешественники вспоминали позже, что женщина, изображённая на крышке, испугала их своими сумасшедшими и злыми глазами.

Дальше начинается мистика. Якобы по пути домой двое путешественников умерли. Третий вернулся в Каир, где отправился охотиться и случайно прострелил себе руку (по другой версии, руку прострелил какой-то агрессивный египтянин). Конечность пришлось ампутировать. Четвёртый путешественник, Артур Вилер, вернулся в Великобританию (правда, во время путешествия он спустил в азартных играх всё своё состояние). Потом Вилер переехал в США, а вот злосчастный артефакт оставил своей сестре. Сестра Артура решила сфотографировать крышку саркофага в 1887 году. Но фотограф умер во время съёмки. Человек, которого попросили перевести иероглифы на саркофаге, покончил с собой. От одной девушки, которая долго смотрела на изображение на крышке, ушёл жених. У мужчины, который до артефакта дотронулся, вскоре умерла мать. В общем, сувенир стали считать проклятым.

Не нужно объяснять, что всё, что вы сейчас прочитали, – смесь реальной истории с городской легендой. Тем не менее, в конце XIX и начале XX вв. вышеописанные случаи принимали за чистую монету.

По просьбе некого мужчины (возможно, им был Артур Вилер) находку в июле 1889 года передали Британскому музею. С тех пор как «мумия» превратилась в экспонат, ее стали обвинять во всех трагедиях человечества. Многие жители Лондона не верили, что саркофаг пуст: по столице ходила сплетня, что под музейным экспонатом лежит злая древнеегипетская жрица.

Как распространился слух о проклятой жрице?Известно, что скептически настроенные кураторы Британского музея потешались над суеверной публикой и рассказывали истории о проклятии на званых вечерах и других мероприятиях. Охранники шутили, что по ночам «из саркофага что-то вылезает и кричит». А в 1904 году молодой, амбициозный и беспринципный журналист Бертрам Флетчер Робинсон опубликовал статью на первой странице газеты Daily Express под названием «Жрица смерти». «Совершенно точно, что в XX веке египтяне обладают огромной силой, над которой мы можем смеяться, но которой мы никогда не поймём», – писал горе-журналист в статье. Общественность прочитала заметку – и понеслось: в редакцию ежедневно приходили многочисленные письма от мужчин и женщин, которые «сходили посмотреть на саркофаг» – и сразу после этого с ними начали происходить несчастья. Кто-то споткнулся на улице, кто-то разбил любимое зеркало, у кого-то внезапно заболела собака.

Три года спустя Робинсон внезапно умер от лихорадки, а его друзья немедленно решили, что смерть журналиста связана с проклятием жрицы. «В последний раз, когда я видел его перед смертью, он рассказал мне замечательную историю о том, что все, кто имел дело с древнеегипетской мумией, умирали», – написал Арчибальд Маршалл, британский писатель и журналист.

Сам Артур Конан Дойл, подаривший миру Шерлока Холмса, вспоминал, что просил Робинсона не связываться с «проклятой жрицей». «Тем не менее, Робинсон настоял на своём, и вот он умер… Я говорил ему, что он искушает судьбу, но он был очарован и не смог успокоиться», – писал Дойл. По мнению писателя, «мумия» убила журналиста именно с помощью болезни. «Причина смерти – тифоидная лихорадка, – писал Дойл. – Но именно так «элементы», которые охраняют мумию, поступают с людьми». Конан Дойл был человеком своей эпохи, и не избежал влияния спиритизма и мистики.

Благодаря стараниям прессы список «погибших» из-за проклятия древней жрицы рос с каждым годом. С людьми, которые рисовали мумию, якобы происходили несчастные случаи: какая-то леди упала с лестницы, один капитан обанкротился, а некий физик рассказал, что мумия охотилась за ним несколько недель.

Как мумия «оказалась» на «Титанике»?

Барбара Миккельсон, обозреватель популярного скептического ресурса Snopes, пишет, что к созданию легенды приложили руку еще двое англичан – Уильям Стед и Дуглас Мюррей.

Уильям Стед был не только известным журналистом, его называют отцом-основателем жанра интервью и пионером журналистских расследований. Этот незаурядный человек пропагандировал либеральные ценности, был борцом за мир, выступал против детской проституции, но – увы – увлекался мистикой и спиритизмом. Стед консультировался у медиумов, общался с потусторонним миром с помощью «автоматического письма» и даже вёл спиритический журнал «Пограничная область».

О втором нашем герое, Дуласе Мюррее, известно немного – его называли египтологом, но с высокой вероятностью Мюррей им не был.

Стед и Мюррей сочинили жуткую историю про некую мумию, которую якобы доставили в Англию и разместили в гостиной их знакомого. На следующее утро всё, что можно было сломать в помещении, было сломано. Мумию перенесли в другую комнату, потом в третью, но каждый раз это приводило к новым разрушениям. Везде, где появлялась мумия, начинались болезни, смерть и хаос.

Спустя некоторое время два фантазёра посетили египетский зал Британского музея, где лицезрели ту самую крышку саркофага. Тогда они придумали еще одну легенду: мол, выражение ужаса на лице, украшающем крышку, говорит о том, что обитатель саркофага умер в страшных мучениях, а его дух теперь блуждает по миру. Эту байку они скормили репортёрам, которые были рады растиражировать любую сенсацию, ничуть не беспокоясь о ее правдивости. В итоге обе истории соединились вместе, и именно так «крышка жрицы Амона» стала той самой мумией, которая сеет хаос и несчастья.

Новый виток истории начался после того, как в 1912 году Уильям Стед, собираясь на конференцию в США, ступил на борт «Титаника». Пишут, что на корабле Стед развлекал пассажиров своей любимой байкой про мумию, причем начал ее рассказывать за обедом 12 апреля, а завершил после полуночи 13-го. 15 апреля «Титаник» затонул. Во время крушения Стед помогал сажать в шлюпки женщин и детей, но самому ему спастись не удалось. Позднее один из выживших пассажиров поведал журналистам о жутком рассказе Стеда. А дальше стараниями репортеров эта деталь выросла в историю о том, будто сама мумия плыла на борту злосчастного лайнера.

Как распространился слух о проклятой жрице?

Известно, что скептически настроенные кураторы Британского музея потешались над суеверной публикой и рассказывали истории о проклятии на званых вечерах и других мероприятиях. Охранники шутили, что по ночам «из саркофага что-то вылезает и кричит». А в 1904 году молодой, амбициозный и беспринципный журналист Бертрам Флетчер Робинсон опубликовал статью на первой странице газеты Daily Express под названием «Жрица смерти». «Совершенно точно, что в XX веке египтяне обладают огромной силой, над которой мы можем смеяться, но которой мы никогда не поймём», – писал горе-журналист в статье. Общественность прочитала заметку – и понеслось: в редакцию ежедневно приходили многочисленные письма от мужчин и женщин, которые «сходили посмотреть на саркофаг» – и сразу после этого с ними начали происходить несчастья. Кто-то споткнулся на улице, кто-то разбил любимое зеркало, у кого-то внезапно заболела собака.


Та самая крышка саркофага. © The Trustees of the British Museum
122
₽
2
Комментарии (0)
Другие статьи на эту тему: