|
Экономика |
Насреддин знал толк в справедливости?
Один старый рассказ про Моллу Насреддина демонстрирует, как на самом деле выглядит природная "справедливость".
К Насреддину как-то пришли дети. Они купили мешок орехов, но не могли их разделить между собой. Молла предложил разделить орехи либо по-божески, либо "по-насреддински". Дети, конечно, захотели по-божески. Тогда Молла стал делить: одному дал сто орехов, другому один, третьему десять, четвёртому не дал ни одного... Когда дети сказали ему, что он поделил нечестно, то он ответил:
- Ну вы же хотели по-божески. А бог именно так и делит разные блага между людьми. А если вы хотите по-насреддински, то каждому из вас достанется по тридцать орехов и ещё тридцать - мне.
Ну и хитрец же был Насреддин
Действительно - природная, естественная "справедливость" выглядит очень сурово. Один человек рождается в плодородной долине, другой в пустыне, третий - в центре огромного мегаполиса. Кто-то рождается с задатками учёного или строителя, у кого-то от рождения абсолютный слух или крепкие нервы, а кто-то рождается слабым и не доживает до пятилетнего возраста.
Однако природная "раздача плюшек" - вещь непостоянная и непредсказуемая. В плодородной долине в любой момент может наступить страшная засуха, а в пустыне может внезапно пойти проливной дождь. Изменение внешней обстановки происходит в каждый момент времени, и бытие любого живого существа сводится к тому, чтобы "ловить" нужные моменты. Таким образом, жестокая и беспощадная природная справедливость может даже самым слабым живым созданиям дать шанс на успех. А самые "продвинутые" точно так же не застрахованы от случайной гибели.
Природа сурова, но непостоянна
При этом человеку свойственно изобретать различные искусственные концепции справедливости и исповедовать их. И это не только пресловутые социализм и коммунизм, спекулирующие на всеобщем равенстве: монархисты, "имперцы", адепты фашизма и нацизма и даже отъявленные либертарианцы считают свои учения самыми справедливыми и способными навести некий "порядок". Почти любой человек, независимо от своих философских, политических и религиозных убеждений, скажет, что его целью являются порядок и справедливость.
И такой искусственный, созданный человеческим хотением порядок на поверку оказывается далеко не таким справедливым, как кажется на первый взгляд. Так, всеобщая "уравниловка" при социализме приводит к массовой бедности, а также к несправедливому распределению результатов труда: ты получаешь одну и ту же порцию благ независимо от своего личного вклада в их создание.
"Равенство" и "справедливость"
Среди моих знакомых довольно много сторонников этакого "справедливого фашизма". Это убеждённые сторонники диктатуры - с пожизненным лидером и постоянным составом правительства, но только чтобы там сидели "добросовестные, компетентные и ответственные специалисты". Но в природе почти не существует абсолютных ангелов: подавляющее большинство даже вполне приятных и воспитанных людей - хоть немного, но сволочи. А компетенция любого отдельного человека весьма ограничена: даже самый умный представитель рода человеческого не застрахован от ошибок, о которых он даже не будет знать.
Справедливый фашизм выглядит так
Вернёмся к Насреддину с его справедливой делёжкой орехов. Казалось бы, всё очень разумно: каждый получает одинаковое количество орехов, включая и того, кто делит. Но Молла явно не учёл некоторых обстоятельств: все ли дети дали одинаковое количество денег на покупку орехов; кто именно нёс мешок по улице (и, значит, работал больше других); все ли дети достали деньги на орехи честным путём... Ответы на подобные вопросы могут разрушить первое впечатление о "справедливости" Насреддина.
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
К Насреддину как-то пришли дети. Они купили мешок орехов, но не могли их разделить между собой. Молла предложил разделить орехи либо по-божески, либо "по-насреддински". Дети, конечно, захотели по-божески. Тогда Молла стал делить: одному дал сто орехов, другому один, третьему десять, четвёртому не дал ни одного... Когда дети сказали ему, что он поделил нечестно, то он ответил:
- Ну вы же хотели по-божески. А бог именно так и делит разные блага между людьми. А если вы хотите по-насреддински, то каждому из вас достанется по тридцать орехов и ещё тридцать - мне.
Ну и хитрец же был Насреддин
Действительно - природная, естественная "справедливость" выглядит очень сурово. Один человек рождается в плодородной долине, другой в пустыне, третий - в центре огромного мегаполиса. Кто-то рождается с задатками учёного или строителя, у кого-то от рождения абсолютный слух или крепкие нервы, а кто-то рождается слабым и не доживает до пятилетнего возраста.
Однако природная "раздача плюшек" - вещь непостоянная и непредсказуемая. В плодородной долине в любой момент может наступить страшная засуха, а в пустыне может внезапно пойти проливной дождь. Изменение внешней обстановки происходит в каждый момент времени, и бытие любого живого существа сводится к тому, чтобы "ловить" нужные моменты. Таким образом, жестокая и беспощадная природная справедливость может даже самым слабым живым созданиям дать шанс на успех. А самые "продвинутые" точно так же не застрахованы от случайной гибели.
Природа сурова, но непостоянна
При этом человеку свойственно изобретать различные искусственные концепции справедливости и исповедовать их. И это не только пресловутые социализм и коммунизм, спекулирующие на всеобщем равенстве: монархисты, "имперцы", адепты фашизма и нацизма и даже отъявленные либертарианцы считают свои учения самыми справедливыми и способными навести некий "порядок". Почти любой человек, независимо от своих философских, политических и религиозных убеждений, скажет, что его целью являются порядок и справедливость.
И такой искусственный, созданный человеческим хотением порядок на поверку оказывается далеко не таким справедливым, как кажется на первый взгляд. Так, всеобщая "уравниловка" при социализме приводит к массовой бедности, а также к несправедливому распределению результатов труда: ты получаешь одну и ту же порцию благ независимо от своего личного вклада в их создание.
"Равенство" и "справедливость"
Среди моих знакомых довольно много сторонников этакого "справедливого фашизма". Это убеждённые сторонники диктатуры - с пожизненным лидером и постоянным составом правительства, но только чтобы там сидели "добросовестные, компетентные и ответственные специалисты". Но в природе почти не существует абсолютных ангелов: подавляющее большинство даже вполне приятных и воспитанных людей - хоть немного, но сволочи. А компетенция любого отдельного человека весьма ограничена: даже самый умный представитель рода человеческого не застрахован от ошибок, о которых он даже не будет знать.
Справедливый фашизм выглядит так
Вернёмся к Насреддину с его справедливой делёжкой орехов. Казалось бы, всё очень разумно: каждый получает одинаковое количество орехов, включая и того, кто делит. Но Молла явно не учёл некоторых обстоятельств: все ли дети дали одинаковое количество денег на покупку орехов; кто именно нёс мешок по улице (и, значит, работал больше других); все ли дети достали деньги на орехи честным путём... Ответы на подобные вопросы могут разрушить первое впечатление о "справедливости" Насреддина.
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
24 Фев 2024 01:41 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же