|
|
|
| Бизнес |
Скидки обернулись налогом. Как ФНС трактует бонусные баллы продавцам маркетплейсов
Федеральная налоговая служба начала начислять продавцам маркетплейсов налоги с бонусных баллов, полученных в рамках программ скидок. Претензии в основном затронули продавцов на Ozon. Ранее платформа компенсировала разницу между обычной и акционной ценой товара прямым рублевым переводом на расчетный счет продавца, и эти суммы включались в доход.
Теперь же компенсация осуществляется в баллах по курсу 1 балл — 1 рубль. Эти бонусы автоматически списываются в счет оплаты услуг маркетплейса — комиссии, логистики, продвижения. Продавец может вывести их в денежном эквиваленте только при образовании положительного остатка.
Продавцы не согласны с доначислениями, утверждая, что при применении упрощенной системы налогообложения баллы нельзя признать доходом до их конвертации в деньги и фактического зачисления на счет. Однако налоговики настаивают, что баллы, эквивалентные по стоимости предоставленной скидке в рублях, фактически «полностью покрывают разницу в цене товара» и передаются продавцу для оплаты услуг платформы. Следовательно, они должны включаться в налоговую базу по УСН.
Правовая природа бонусных баллов: формируют ли они налоговую базу?
Понятие «доход» определено в статье 41 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме, доход представляет собой экономическую выгоду, которая может быть получена в денежной или натуральной форме. Для целей налогообложения такая выгода должна подлежать оценке.
Бонусные баллы не являются доходом по смыслу указанной статьи: они не представляют собой денежные средства, не имеют натуральной формы и не могут быть использованы вне маркетплейса. Кроме того, баллы не конвертируются в деньги и не создают экономической выгоды для налогоплательщика. Поэтому они не соответствуют критериям дохода, установленным законодательством о налогах и сборах
С точки зрения порядка определения доходов при применении УСН доход также не возникает. В соответствии со статьей 346.15 НК РФ доходом признаются поступления денежных средств, иного имущества, а также имущественных прав. При УСН применяется кассовый метод, согласно которому доход признается в момент фактического получения денежных средств или возникновения права свободно ими распоряжаться.
Бонусные баллы не поступают на расчетный счет, не могут быть выведены и не подлежат свободному распоряжению налогоплательщиком. В связи с этим они не формируют дохода для целей УСН.
По своей экономической сути бонусные баллы являются элементом программы лояльности. Маркетплейс начисляет их как эквивалент предоставленной покупателю скидки, что приводит не к увеличению дохода продавца, а к снижению его расходов на услуги платформы.
Приравнивание бонусных баллов к рублям в рамках системы учета носит исключительно информационный характер и служит для отражения участия в программе. С учетом этого баллы не являются средством платежа, а их использование представляет собой не получение дохода, а реализацию скидки. При этом маркетплейсы отражают свою выручку от услуг уже за вычетом суммы списанных баллов и не уплачивают с этой суммы налог на прибыль.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: маркетплейс налог не платит, продавец денег не получает, но налоговые органы требуют уплаты налога именно с продавца. Это нарушает принципы равенства и справедливости налогообложения, а также искажает экономическое содержание налога.
Бонусные баллы: юридическая фикция или хозяйственная реальность?
Возникший спор отражает конфликт между формальной трактовкой налоговой выгоды и фактической экономической реальностью.
Его исход будет зависеть от оценки судом правовой природы бонусных баллов (являются ли они доходом или скидкой), возможности их реального использования и наличия экономической выгоды. В позиции ФНС усматривается расширительное толкование понятия доход. Требования налогового органа противоречат принципу кассового метода при УСН, поскольку не происходит фактического поступления денежных средств. Возникает также вопрос о нарушении принципа экономической обоснованности налогообложения, поскольку налоговая база должна определяться исходя из реального, а не условного получения экономической выгоды.
В то же время существует риск признания данной схемы способом налоговой оптимизации. Налоговая служба может расценить замену денежной компенсации на бонусные баллы как искусственный прием, не имеющий разумной деловой цели и направленный на необоснованное уменьшение налоговой базы у обеих сторон.
Основополагающее значение для суда будет иметь вопрос о том, насколько такая операция отражает действительный хозяйственный процесс и взаимозачет обязательств. Таким образом, результат спора зависит от того, признает ли суд бонусные баллы объектом гражданских прав и денежным эквивалентом или согласится с их виртуальной, учетной природой.
Больше полезных материалов — на сайте Кирпиков и партнеры
| 18 Фев 2026 08:55 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте так же в теме «Бизнес»:
Перейти в тему:





