Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Siurd2012 Subscribers16
Литература
Эта кошмарная «классическая русская литература»
Фёдор Достоевский… Лев Толстой… Александр Пушкин (наше всё!)… Николай Некрасов… Иван Бунин… Классическая литература зачастую преподносится как самое выдающееся достижение российской культуры. По сравнению с ней на какой-то второй план отходят первый в мире космонавт Юрий Гагарин, родоначальник всей современной биологии и многих областей психологии Иван Павлов, а также Менделеев и Александр Попов, а про скромного московского кинорежиссёра Павла Клушанцева, без которого никакого современного кинематографа в принципе не существовало бы, знает, наверное, лишь пара десятков россиян.

Поистине выдающиеся произведения в русской классической литературе, безусловно, есть. Не случайно она ценится на мировом уровне. Однако в общем и целом русская литература очень сильно переоценена. Если охарактеризовать её коротко, то в её основе лежат бесконечное нытьё и графомания. Огромные романы-эпопеи, раскрывающие целую жизнь большого числа вымышленных персонажей, кажутся напрасной тратой чернил и бумаги: авторский посыл огромного романа вполне можно было бы ёмко и эффектно выразить в небольшом по объёму произведении.
Вся суть классической русской литературы

Но дело не только в объёме; большие романы и эпопеи характерны для классической литературы многих стран. Тем более что для писателей имел значение коммерческий подтекст: издатели платили за количество страниц. Главная беда русской литературы в другом. Начать стоит с того, что это литература подчёркнуто «дворянская». Она обслуживала интересы сословия, которое уже в середине девятнадцатого века было само по себе устаревшим. В европейских странах уже вовсю господствовали капиталистические отношения и соответствующие ценности, а в России всё ещё сохранялось крепостное право. Даже в тех странах, в которых сохранялось дворянство (взять ту же Англию), оно к тому времени давно уже встало на «капиталистические рельсы».

Рассказ Тургенева «Муму» был одним из самых первых произведений русской дворянской литературы, в котором критики усмотрели сочувствие к «людям простого звания». Поэтому рассказ почти сразу был запрещён для печати. Героем рассказа впервые становится крепостной крестьянин, а не дворянин, купец или, на худой конец, мещанин. Герасим показан как человек, который по глубине своих возвышенных чувств соперничает со многими дворянами, в том числе с собственной хозяйкой (прототипом которой, между прочим, выступила мать писателя Варвара Петровна). Допускать такое произведение к широкой публикации тогдашняя царская цензура люто боялась.
Крепостной впервые показан как человек

Тургенев был одним из немногих русских писателей того времени, которые изображали «новых» людей с очевидной симпатией. Другие «великие русские писатели» стояли на гораздо более мракобесных позициях. Почти каждый «новый человек», фигурирующий в их произведениях, изображается в неприглядном, мрачном или комическом виде: любой предприниматель – пройдоха; любой персонаж, отрицающий веру в бога, - мерзкий и гнилой тип; любая свободная, «эмансипированная» женщина – моральная уродина. «Ужасам» большого города почти везде противопоставляется милая сельская идиллия помещичьих имений. Такими были и Лев Толстой, и Фёдор Достоевский, и особенно ненавидящий капиталистические отношения Николай Гоголь.
Лев Толстой... или Вассерман?

Достоевский, кроме того, зарекомендовал себя как религиозный фанатик, причём довольно наивный в своих рассуждениях. В «Преступлении и наказании» Сонечка, которая могла бы стать красивой и сильной девушкой, предстаёт, по факту, в другом амплуа – в роли этакой молодой монашки, проповедующей христианское вероучение. Лев Толстой был известен как яростный женоненавистник и приверженец домостроевского взгляда на женщину: в романе «Война и мир», к примеру, чётко проводится мысль, что «баба должна знать своё место».

Не было безупречным и «демократическое крыло» русской литературы. Предводитель этого крыла – Николай Некрасов был просто ужасным человеком. Дело даже не в его болезненной страсти к карточным играм, переходящей все разумные границы. Некрасов – один из самых известных русских уголовников девятнадцатого века, успешно практиковавший земельные мошенничества. Не гнушался он и обкрадыванием собратьев по перу. Будучи главой «Современника», Некрасов нарушал авторские права, а также присваивал все деньги от продажи журнала себе. Но особенно возмутило соратников Некрасова его хвалебное стихотворение, посвящённое царскому генералу Муравьёву, который, помимо прочего, жестоко подавил польское восстание. С тех пор «поэт-демократ» стал восприниматься современниками как лжец и предатель.
Барыга, мошенник, лжец, предатель... и классик русской литературы

Классическую русскую литературу девятнадцатого века не затронули или почти не затронули жанры, которые в Европе и США успешно развивались. Среди них – детектив, научная фантастика, мистический триллер, литература абсурда. Заметным представителем двух последних жанров был лишь Гоголь.

Классическая русская литература в наше время преподаётся в школе как образцовая, имеющая огромное воспитательное значение. Но многому ли могут научить современного человека типично дворянские произведения, воспевающие сильно устаревшие ценности и воспринимающие в штыки почти всё, что сегодня воспринимается как абсолютно нормальное поведение? Большая часть русской классики имеет лишь историческую ценность.

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.

04 Фев 2024 03:29
60
1
Комментарии (0)
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram