Search Login
ГлавноеПопулярноеОбсуждаемое
НовоеИзбранное
Комментарии
Графики
О проекте
ВходРегистрация
НастройкиСправка
Avatar
На сайте с 16 Jan 2024
Литература
Эта кошмарная «классическая русская литература»
04 Фев 2024 03:29
Фёдор Достоевский… Лев Толстой… Александр Пушкин (наше всё!)… Николай Некрасов… Иван Бунин… Классическая литература зачастую преподносится как самое выдающееся достижение российской культуры. По сравнению с ней на какой-то второй план отходят первый в мире космонавт Юрий Гагарин, родоначальник всей современной биологии и многих областей психологии Иван Павлов, а также Менделеев и Александр Попов, а про скромного московского кинорежиссёра Павла Клушанцева, без которого никакого современного кинематографа в принципе не существовало бы, знает, наверное, лишь пара десятков россиян.

Поистине выдающиеся произведения в русской классической литературе, безусловно, есть. Не случайно она ценится на мировом уровне. Однако в общем и целом русская литература очень сильно переоценена. Если охарактеризовать её коротко, то в её основе лежат бесконечное нытьё и графомания. Огромные романы-эпопеи, раскрывающие целую жизнь большого числа вымышленных персонажей, кажутся напрасной тратой чернил и бумаги: авторский посыл огромного романа вполне можно было бы ёмко и эффектно выразить в небольшом по объёму произведении.
Вся суть классической русской литературы

Но дело не только в объёме; большие романы и эпопеи характерны для классической литературы многих стран. Тем более что для писателей имел значение коммерческий подтекст: издатели платили за количество страниц. Главная беда русской литературы в другом. Начать стоит с того, что это литература подчёркнуто «дворянская». Она обслуживала интересы сословия, которое уже в середине девятнадцатого века было само по себе устаревшим. В европейских странах уже вовсю господствовали капиталистические отношения и соответствующие ценности, а в России всё ещё сохранялось крепостное право. Даже в тех странах, в которых сохранялось дворянство (взять ту же Англию), оно к тому времени давно уже встало на «капиталистические рельсы».

Рассказ Тургенева «Муму» был одним из самых первых произведений русской дворянской литературы, в котором критики усмотрели сочувствие к «людям простого звания». Поэтому рассказ почти сразу был запрещён для печати. Героем рассказа впервые становится крепостной крестьянин, а не дворянин, купец или, на худой конец, мещанин. Герасим показан как человек, который по глубине своих возвышенных чувств соперничает со многими дворянами, в том числе с собственной хозяйкой (прототипом которой, между прочим, выступила мать писателя Варвара Петровна). Допускать такое произведение к широкой публикации тогдашняя царская цензура люто боялась.
Крепостной впервые показан как человек

Тургенев был одним из немногих русских писателей того времени, которые изображали «новых» людей с очевидной симпатией. Другие «великие русские писатели» стояли на гораздо более мракобесных позициях. Почти каждый «новый человек», фигурирующий в их произведениях, изображается в неприглядном, мрачном или комическом виде: любой предприниматель – пройдоха; любой персонаж, отрицающий веру в бога, - мерзкий и гнилой тип; любая свободная, «эмансипированная» женщина – моральная уродина. «Ужасам» большого города почти везде противопоставляется милая сельская идиллия помещичьих имений. Такими были и Лев Толстой, и Фёдор Достоевский, и особенно ненавидящий капиталистические отношения Николай Гоголь.
Лев Толстой... или Вассерман?

Достоевский, кроме того, зарекомендовал себя как религиозный фанатик, причём довольно наивный в своих рассуждениях. В «Преступлении и наказании» Сонечка, которая могла бы стать красивой и сильной девушкой, предстаёт, по факту, в другом амплуа – в роли этакой молодой монашки, проповедующей христианское вероучение. Лев Толстой был известен как яростный женоненавистник и приверженец домостроевского взгляда на женщину: в романе «Война и мир», к примеру, чётко проводится мысль, что «баба должна знать своё место».

Не было безупречным и «демократическое крыло» русской литературы. Предводитель этого крыла – Николай Некрасов был просто ужасным человеком. Дело даже не в его болезненной страсти к карточным играм, переходящей все разумные границы. Некрасов – один из самых известных русских уголовников девятнадцатого века, успешно практиковавший земельные мошенничества. Не гнушался он и обкрадыванием собратьев по перу. Будучи главой «Современника», Некрасов нарушал авторские права, а также присваивал все деньги от продажи журнала себе. Но особенно возмутило соратников Некрасова его хвалебное стихотворение, посвящённое царскому генералу Муравьёву, который, помимо прочего, жестоко подавил польское восстание. С тех пор «поэт-демократ» стал восприниматься современниками как лжец и предатель.
Барыга, мошенник, лжец, предатель... и классик русской литературы

Классическую русскую литературу девятнадцатого века не затронули или почти не затронули жанры, которые в Европе и США успешно развивались. Среди них – детектив, научная фантастика, мистический триллер, литература абсурда. Заметным представителем двух последних жанров был лишь Гоголь.

Классическая русская литература в наше время преподаётся в школе как образцовая, имеющая огромное воспитательное значение. Но многому ли могут научить современного человека типично дворянские произведения, воспевающие сильно устаревшие ценности и воспринимающие в штыки почти всё, что сегодня воспринимается как абсолютно нормальное поведение? Большая часть русской классики имеет лишь историческую ценность.

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.

60
₽
1
Комментарии (0)
Другие статьи на эту тему: