|
Экономика |
Дореволюционная "велосипедная лавина": первая финансовая пирамида в России
Финансовые пирамиды - весьма характерное явление в России эпохи "лихих девяностых". Воспитанные в советских реалиях люди, не имевшие никакого представления о деньгах и экономике, с лёгкостью расставались со своими сбережениями, обогащая лукавых "фараонов".
Но финансовые пирамиды существовали в России и до революции. Про одну из них - возможно, самую первую в нашей стране - поведал в своё время советский математик Яков Перельман. Организатором "лавины", как тогда прозвали такие явления, была одна фирма, торгующая велосипедами.
Реклама велосипедов в дореволюционной газете
Обычная цена велосипеда у этой фирмы составляла 50 рублей. Но однажды она запустила специальную акцию - велосипед можно было купить всего за десять рублей. Но по особому правилу. Покупатель отправлял десять рублей, а взамен получал четыре билета, которые он должен был продать четырём людям - тоже по десять рублей. Вырученные сорок рублей покупатель также отправлял фирме, и только после этого ему присылали велосипед.
Тот, кто покупал у него билет, мог обменять его у фирмы на пять таких же билетов, продав которые, тоже мог купить велосипед. И так по нарастающей.
Понятно, что в реальности получить желаемую покупку могли лишь немногие, а именно - те, кто находился на верхних ступенях пирамиды. Если первые билеты можно было распространить относительно легко, то с последующими было труднее: желающих их купить становилось всё меньше. По словам Перельмана, если билеты покупали все жители какого-то одного города, то дальше продать их было практически невозможно. Десять рублей в дореволюционные годы были довольно большой суммой: по нынешнему курсу это приблизительно пятнадцать тысяч.
В царское время велосипеды стоили очень дорого
Главный смысл этой пирамиды заключался в том, чтобы фирма могла как можно быстрее продать залежавшиеся велосипеды. Будучи математиком, Перельман отмечал, что людей подводило банальное неумение считать. Дело было не только в невозможности продать столь внушительное число билетов, но и в том, что фирма вряд ли могла за короткое время изготовить или закупить такое количество велосипедов. Уже восьмая ступень пирамиды охватывала 62500 участников - по меркам того времени это население очень большого города.
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
Но финансовые пирамиды существовали в России и до революции. Про одну из них - возможно, самую первую в нашей стране - поведал в своё время советский математик Яков Перельман. Организатором "лавины", как тогда прозвали такие явления, была одна фирма, торгующая велосипедами.
Реклама велосипедов в дореволюционной газете
Обычная цена велосипеда у этой фирмы составляла 50 рублей. Но однажды она запустила специальную акцию - велосипед можно было купить всего за десять рублей. Но по особому правилу. Покупатель отправлял десять рублей, а взамен получал четыре билета, которые он должен был продать четырём людям - тоже по десять рублей. Вырученные сорок рублей покупатель также отправлял фирме, и только после этого ему присылали велосипед.
Тот, кто покупал у него билет, мог обменять его у фирмы на пять таких же билетов, продав которые, тоже мог купить велосипед. И так по нарастающей.
Понятно, что в реальности получить желаемую покупку могли лишь немногие, а именно - те, кто находился на верхних ступенях пирамиды. Если первые билеты можно было распространить относительно легко, то с последующими было труднее: желающих их купить становилось всё меньше. По словам Перельмана, если билеты покупали все жители какого-то одного города, то дальше продать их было практически невозможно. Десять рублей в дореволюционные годы были довольно большой суммой: по нынешнему курсу это приблизительно пятнадцать тысяч.
В царское время велосипеды стоили очень дорого
Главный смысл этой пирамиды заключался в том, чтобы фирма могла как можно быстрее продать залежавшиеся велосипеды. Будучи математиком, Перельман отмечал, что людей подводило банальное неумение считать. Дело было не только в невозможности продать столь внушительное число билетов, но и в том, что фирма вряд ли могла за короткое время изготовить или закупить такое количество велосипедов. Уже восьмая ступень пирамиды охватывала 62500 участников - по меркам того времени это население очень большого города.
Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.
01 Фев 2024 22:16 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
Читайте так же