|
|
|
| Бизнес |
Подмена контроля запретом: как борьба с торговлей нелегальным алкоголем ударит по бизнесу
В Госдуму внесен проект федерального закона, который предоставит региональным властям право ограничивать работу торговых точек с 23 часов до 8 часов по местному времени. Инициатором законопроекта выступило Законодательное собрание Кировской области. Мера направлена на борьбу с продажей алкоголя в ночное время.
Как указано в пояснительной записке, несмотря на установленный запрет, небольшие магазины формата «24 часа» продолжают незаконно торговать алкогольной продукцией ночью. В Кировской области, как утверждают авторы инициативы, проблема продажи спиртного стоит особенно остро. На круглосуточные торговые точки, расположенные преимущественно в жилых домах или в нестационарных объектах рядом с ними, регулярно поступают жалобы от жителей.
В заксобрании полагают, что ночная продажа алкоголя способствует созданию криминогенной обстановки вокруг таких магазинов, а также приводит к шуму, что вызывает наибольшее недовольство граждан. Для решения этой проблемы депутаты предлагают закрепить за регионами право вводить дополнительные ограничения, связанные с режимом работы торговых точек в ночной период.
Ограничения торговли вместо борьбы с незаконной продажей алкоголя
Законопроект содержит существенные недостатки, главный из которых заключается в несоответствии между заявленной целью и предлагаемым механизмом. Для борьбы с незаконной продажей алкоголя предлагается установить региональные ограничения на работу всех торговых объектов, независимо от их специализации.
Такой подход нарушает принципы правовой определенности и соразмерности. Вместо точечного усиления контроля и ответственности в конкретной проблемной сфере (оборота алкоголя) вводится чрезмерно широкое регулирование, затрагивающее легальную деятельность всей торговли.
Дополнительный риск создает то, что критерии применения ограничений отданы на усмотрение регионов, что открывает возможность для произвольного и дискриминационного применения норм.
Законопроект вступает в противоречие с конституционными положениями о свободе предпринимательской деятельности. Часть 1 статьи 8 и часть 1 статьи 34 Конституции гарантируют единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, поддержку конкуренции, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Кроме того, Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» закрепляет право хозяйствующего субъекта самостоятельно определять режим работы. Вводимый сплошной запрет нарушает это положение. Он лишает предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса, конкурентного преимущества — круглосуточного формата работы. Для небольших магазинов такой режим зачастую является единственным способом конкурировать с крупными торговыми сетями.
Запрет работы ночью лишит их значительной доли выручки, что может привести к закрытию многих торговых точек. Таким образом, законопроект искусственно искажает конкурентную среду, создавая преимущества для крупных сетей и нанося ущерб предпринимателям. Фактически он наказывает легальный бизнес за правонарушения, которых тот не совершает, делая экономически невыгодным круглосуточный формат торговли даже товарами первой необходимости.
Почему новый запрет не решит проблемы нелегальной торговли алкоголем
Законотворцы борются не с причиной проблемы — спросом на алкоголь в ночное время, неэффективностью контроля и мягкостью наказаний для нарушителей, — а со следствием. Это классический пример имитационного регулирования.
Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ прямо запрещает розничную продажу алкоголя с 23:00 до 8:00. Вместо того чтобы добиваться эффективного исполнения действующих норм — через ужесточение контроля и повышение ответственности за их нарушение, — авторы инициативы предлагают ввести новый, избыточный регулирующий инструмент. Такой подход демонстрирует нежелание или неспособность правоохранительных и контролирующих органов обеспечивать соблюдение уже установленных правил.
Законопроект нарушает конституционные принципы свободы предпринимательства и единства экономического пространства и представляет собой непродуманное, непропорциональное и потенциально вредное регулирование. Предлагаемые меры не соответствуют заявленной цели, поскольку вводят широкие ограничения для решения узкой проблемы. Это нанесет ущерб малому и среднему бизнесу и окажется неэффективным в борьбе с нелегальным оборотом алкоголя. Кроме того, инициатива создает коррупционные риски.
Для борьбы с нелегальной торговлей алкоголем нужны не тотальные запреты, а ужесточение ответственности за нарушение действующих ограничений и усиление контроля (рейдов) со стороны МВД.
Таким образом, законопроект содержит системные недостатки и должен быть отклонен либо кардинально переработан.
Источник: Кирпиков и партнеры
| 17 Дек 2025 08:55 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (1)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Интересное в теме «Бизнес»:
Перейти в тему:







Если у вас появляется контент, соответствующий требованиям к новостным публикациям, можете транслировать его в Новости.