Bytopic logo
Avatar
Васия Subscribers3
Прочее
Шариковщина XXI века или одержимость простотой
«Взять всё и поделить»!
А мир не делится на «черное» и «белое».

Сегодняшнее общество словно одержимо поиском простоты — чётких границ, понятных любому определений, а в целом — однозначности. Мы жаждем ясных ответов: что есть добро, а что — зло; где правда, а где ложь; что считать «хорошим», а что — «плохим». Это требование звучит повсюду — в науке, искусстве, культуре, политике. Нам хочется выстроить такую систему координат, где каждому явлению отведено строго определённое место и человеку не нужно задумываться над тем, что это — ответ уже готов, взял «методичку», прочитал, приклеил соответствующий ярлычок и «будь счастлив".

Но стоит лишь присмотреться, осознать насколько мы все разные и требование об единой и единственной «системе ориентирования» пропадает. Для одного «добро» воплощается в образе «старого доброго СССР», для другого — в «царе‑батюшке». Кто‑то видит благо в религиозных обрядах, кто‑то — в борьбе с «переписыванием истории». И чем яростнее мы отстаиваем свою правду, тем очевиднее: единой, универсальной истины не существует.

Ловушка «правильной» истории

Особенно ярко это проявляется в спорах об истории. Сегодня модно отрицать устоявшиеся факты: «монголо-татарского ига не было», «опричнина была благом», «Николай II не отрекался — он не чернилами, а простым карандашиком подписался, это не всерьёз».

Эти попытки переписать, переписываемое прошлое под текущие идеологические нужды выглядят как игра в напёрстки: мы перекладываем факты, отбрасываем неудобные детали, подгоняем реальность под желаемую картину. Но чем чаще мы это делаем, тем дальше уходим от понимания, что история — это не набор готовых ответов.

Я родилась и выросла в СССР, живу в России. Я люблю свою страну вне зависимости от её названия и уважаю свой народ и, полагаю, довольно неплохо знаю наши нравы. Поэтому с горечью наблюдаю, как мы, споря о трактовках прошлого, лишь углубляем раскол общества. Мы не достигнем согласия, пока не признаем: история не бывает «правильной» или «неправильной» — она просто есть. И, кроме истории, есть еще и «трактовки событий, комментарии и личное мнение».

Урок Древней Греции: миф, факт и вечная неопределённость

Чтобы увидеть сложность установления исторической правды/истины, давайте обратимся к «нейтральной территории» — Древней Греции. Парадокс: мы знаем греческие мифы лучше, чем собственные сказы и былины. Умение цитировать Гомера у нас до сих пор считается признаком образованности и культуры, а вот знание русских сказаний — это, скорее, эпатажная экзотика.

Возьмём «Илиаду». Мы твёрдо знаем, что когда-то в Древней Греции жил да был слепой поэт Гомер, который описал Троянскую войну. Долгое время сама идея о реальности Трои казалась фантастикой — пока в 1870 году Генрих Шлиман не объявил о её находке на холме Гиссарлык в Турции. Это открытие восторженно приняли как доказательство существования Трои: миф оказался правдой!

Однако наука продолжает развиваться. Современные исследования показывают, что называть раскопки Шлимана «Троей» можно с большой долей условности. Археологические слои, датировка и культурные особенности ставят под сомнение прямую связь между гомеровским эпосом и найденным греческим полисом, который существовал за несколько веков до нашей эры.

Даже древние историки, вроде Геродота, пытались отделить правду от вымысла. И их опыт показывает: задача не имеет окончательного решения. Миф и история переплетаются, как корни древнего дерева, и разделить их невозможно.

Дуальность как основа познания

В чём же урок этой истории? В том, что мир принципиально неоднозначен.

Без дня нет ночи, без света — тьмы, без жары — холода. Прошлое не бывает «хорошим» или «плохим» — оно многослойно, противоречиво, полно полутонов. Даже наша личная память ненадёжна: мы путаем даты, забываем детали, искажаем события. А значит, требовать абсолютной достоверности от истории целых народов — наивно.

Мы никогда не сможем с полной уверенностью сказать: «Вот — истина». Любая реконструкция прошлого — это интерпретация, основанная на доступных данных, культурных контекстах и даже личных убеждениях исследователя.

Так что же делать?

Принять неопределённость и отказаться от поиска «единственно верной» версии — не слабость, а зрелость. Это признание, что мир сложнее наших схем. Вместо того чтобы доказывать «свою» правду, стоит услышать и другую точку зрения, и не одну. Любое событие нужно рассматривать в связи с эпохой, культурой, мотивами людей. Всегда помнить, что простота хуже воровства, а потому человеку, стремящемуся действительно разобраться в предмете, стоит избегать упрощений. Ну а уж коль речь об истории, то и навсегда зарубить себе на носу, что наше прошлое, прошлое нашей страны не должно служить оправданием текущих политических взглядов тех или иных групп общества. И только после этого формировать свое мнение, поскольку именно в столкновении мнений рождается глубина понимания.

Мир не делится на «чёрное» и «белое». Наша действительность — это палитра оттенков, где каждый цвет имеет право на существование, а история — это не свод догм, а бесконечный разговор между поколениями. И, возможно, «разрешив» миру быть сложным, мы, наконец, избавимся от шариковщины и швондерщины и научимся ценить многообразие человеческого опыта. Ведь именно в многообразии — подлинная красота и исконная полнота жизни. Именно оно делает нас людьми, а не марионетками готовых «истин» или заключенными «догм».
07 Дек 2025 17:25
225
3
Комментарии (2)
Марта   Сегодня 11:31
Вся история - это сплошное черное и белое, все строится на контрасте. Бедные - богатые, свет - тьма, жизнь - смерть и т.д. Упрощенка. Видимо, так легче управлять и по окопам распределять.
Like0
Васия   Сегодня 12:14
Да, в черно-белом цвете нам историю и преподносят: вот плохие, которых победили хорошие. Итого: Ура! И идём дальше, делить прошлое на плохое и хорошее....
Like0
Интересное в теме «Прочее»:
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаБизнесПрочее
Читать в Telegram