Search Login
ГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Графики
СправкаО проекте
ВходРегистрация
Настройки
Avatar
Siurd2012 Subscribers16
Литература
"Хищные вещи века" Стругацких: госпропаганда в ситуации, когда нечем крыть
Заинтересовался тут творчеством братьев Стругацких. Точнее, интересовался им я и раньше, но тут в поле моего зрения попалась весьма интересная повесть - "Хищные вещи века". А интересна она прежде всего своим философским - точнее, идеологическим посылом.

"Хищные вещи века" - повесть Стругацких, написанная в самый разгар "развитого социализма" - в 1964 году. Она имеет выраженную государственно-идеологическую направленность, но особого рода: это пример того, как действует лживая государственная пропаганда в ситуации, когда лгать уже нет никакого смысла. Так сказать, пропаганда в состоянии агонии.
Хищные вещи госпропаганды

О чём повесть?Сюжет её состоит в том, что главный герой Иван Жилин, агент Совета Безопасности коммунистической страны будущего, попадает в небольшой курортный городок, расположенный в тихой и мирной, но буржуазной стране. Он видит, что в этой капиталистической ("отсталой" в понимании главного героя) стране жители решили все свои материальные проблемы: они все сыты, одеты, у всех есть жильё, ненапряжная работа по четыре часа в день, масса свободного времени... в общем, все радости, свойственные именно коммунизму. Но тут открывается обратная сторона жизни в этой стране.

Обитатели этого благополучного "мещанского" мира не имеют никаких духовных потребностей. Круглые сутки они только едят и развлекаются. При этом все они мучительно страдают от скуки, которую пытаются преодолевать самыми изощрёнными способами. Кто-то посещает "дрожки" (дискотеки), кто-то практикует экстремальные виды спорта, многие смотрят бесконечные сериалы. Немногочисленные "интели" - преподаватели и студенты вузов - пытаются бороться с "обществом потребления" радикальным способом, устраивая теракты и погромы.
"Дрожка" - рейв по версии братьев Стругацких

Но самый эффектный способ бороться со скукой в этой стране - употребление "слега". Так называется этакий звуковой наркотик, который представляет собой небольшое дополнение к радиоприёмнику. Слег вызывает галлюцинации, но в конечном итоге приводит к скорой смерти от нервного перенапряжения.
"Слег" - притягательный наркотик

Соврать не получилосьКак видим, "Хищные вещи века", несколько напоминающие "О дивный новый мир!" Олдоса Хаксли, существенно отличаются от государственной идеологической пропаганды прежних лет. Ранее советских обывателей пытались убедить в том, что в капиталистических странах большая часть населения - рабочие и крестьяне - проживают в жутких условиях, в трущобах, голоде и холоде, среди них много бездомных, народ периодически подвергается репрессиям и прочим ужасам; а все результаты их труда достаются немногочисленной прослойке паразитов-буржуев, которые живут в дикой роскоши.
Советская пропаганда 1930-х...

Это успешно прокатывало в тридцатые, сороковые и даже пятидесятые годы, когда информация из "большого мира" до советских людей почти совершенно не доходила. Но середина шестидесятых - совсем другая эпоха, и старые средства промывания мозгов тут не сработают. Народ просвещался, как мог: одни слушали "Голос Америки", другие посещали "дружественные" страны типа Болгарии, Польши или Чехословакии, где и нравы были куда более либеральными, и экономика смешанная, с заметной долей свободного рынка.

Да и в государственных СМИ цензура с каждым годом становилась мягче: уже в 1969 году появилось культовое советское телешоу - "Международная панорама", в котором жизнь в развитых странах показывалась с нейтральных позиций, здесь же звучала западная популярная музыка.
И та же советская пропаганда образца 1960-х

Итак, простые советские люди в середине шестидесятых прекрасно знали, что за "железным занавесом" жизнь куда более свободная и обеспеченная, тем нет дефицита и очередей, а товары хорошего качества и для местного населения недорогие. Да и спецслужбы не следят за каждым шагом человека, как в родных советских пенатах. Правдивые рассказы о заграничной жизни можно было услышать от побывавших в "капстранах" дипломатов, спортсменов, артистов, моряков. Все уже понимали, что, может, "буржуи" там и живут в дикой роскоши, но и простые работяги не бедствуют.
В шестидесятые - семидесятые советские люди всё прекрасно знали

Но пропаганда всё равно должна была как-то работать. Вот государственные (и просто лояльные к государственному режиму) писатели и придумали эту фишку: мол, в буржуазных странах материальные потребности народа удовлетворены, но на смену им пришла некая "духовная бедность". Дескать, европейцы и американцы нажираются до отвала, развлекаются до упаду, а потом со скуки начинают "бесчинствовать", из-за чего процветает преступность и совершаются теракты.
Мещанство...

Впрочем, такое циничное враньё получалось плохо, в отличие от прежнего вранья: в годы информационного голода отечественный люд верил всему, что рассказывают государственные средства массовой (дез)информации, теперь же появилась возможность сравнивать и выбирать. Но такая форма вранья была оскорбительна, цинична и уродлива сама по себе.

Ведь она пыталась убедить людей в том, что материальное благополучие якобы "развращает", лишает человека возможности и стимула развиваться. А бедность, дефицит и беспросветность - наоборот, побуждают к всестороннему развитию. Богатство подталкивает к индивидуализму, а бедность побуждает к сотрудничеству, развивает коллективизм.
Духовно богатые, культурные и образованные советские люди

Любой человек, хоть немного умеющий логически мыслить, понимает, что это так не работает. Взять, например, желание помочь ближнему. Одним только желанием, каким бы горячим и глубоким оно ни было, ближнему чисто физически помочь не получится. Чтобы накормить голодного, нужно не только желание накормить голодного - необходимо, чтобы у тебя в данный момент была еда, причём много еды (чтобы и себе хватило, и ближнему). Чтобы одеть голого, обязательно нужно иметь много одежды.
Чтобы накормить голодных, альтруизм не нужен. Нужен хлеб. А уже потом - альтруизм

Альтруизм в условиях бедности и дефицита - бессовестный обман и пустой звук. То же самое и с "всесторонним развитием": если у тебя нет материальной базы, то никакое "жгучее желание развиваться" тебе не поможет.

В своё время эту элементарную истину осознали правящие круги некоторых стран "социалистического лагеря" - упомянутых Польши, Чехословакии, Болгарии, лучше всего это получилось у Венгрии. Это же поняли и китайские власти, с некоторым скрежетом зубовным признал и югославский лидер Тито.

Истину эту можно сформулировать так: "Чтобы построить коммунизм, нужно сначала построить капитализм". Ведь, согласно той же коммунистической идеологии, "коммунизм" - это как раз-таки общество всеобщего изобилия. В бедной стране, где люди к тому же скованы массой абсурдных запретов и ограничений, построить "коммунизм" в принципе невозможно. А если народ обеспечен всем необходимым и имеет все права и свободы - то и пресловутый коммунизм наступит сам собой.
Коммунизм - общество полного изобилия и социальной справедливости

Борис Стругацкий пересмотрел свои взглядыУже в современной России Борис Стругацкий, переживший своего брата, признавался, что существенно пересмотрел свой взгляд на "Хищные вещи века". Он отметил, что повесть писалась братьями в том состоянии, когда их глаза ещё были "зашорены". В годы благополучных нулевых писатель осознал, что во многом ошибался.
Борису Стругацкому понравился капитализм

В России наступил тот самый капитализм с его сытой жизнью и мещанским благополучием, изобилием товаров и развлечений. Прямо как в той капстране, которая в повести резко осуждалась. И Борис Натанович увидел, что этот мещанский капитализм совсем не так плох, как ему представлялось ранее. Да, общество в нём совсем не идеально, у него много слабых сторон и пороков. Однако у него есть самое главное достоинство: свобода. Кто хочет обжираться, пьянствовать и упарываться наркотой - тот обжирается, пьянствует и упарывается наркотой, это его священное право. Кто хочет учиться, творить и развиваться - тот учится, творит и развивается, это тоже его священное право.
В свободном обществе я имею возможность не только деградировать, но и развиваться

К слову, пьянства и наркомании в СССР тоже было навалом, а номенклатурная элита ещё и обжиралась "от пуза". Процветали организованная преступность, коррупция и даже ненавистная всем моралфагам проституция - в этом плане СССР был ненамного лучше какого-нибудь Гондураса. А вот возможности для развития и созидательной деятельности были сильно ограничены - в сто раз сильнее, чем сегодня.
Разгул ОПГ, беспредел и коррупция, нищета, пьянство и наркомания - обычные реалии советского общества

Так что грёбаный мещанский капитализм, при всех его недостатках, куда лучше, чем номенклатурно-фашистский "социализм", где те же самые недостатки дополнялись лишь бессовестным обманом простых людей и столь же бессовестной пропагандой "светлого будущего".

Если вам понравилась статья, можете поддержать автора (ссылка ниже). А также подписывайтесь на наш канал на Дзене.



28 Янв 2024 21:08
48
1
Комментарии (0)
Читайте так же
Loading...
Перейти на главную
Читать в Telegram