Главная
Прогнозы
Графики
Главная
Прогнозы
Графики
Тренды
Все темы
Инвестиции
Недвижимость
Экономика
Бизнес
Комментарии
Авторы
Вход
Регистрация
НастройкиСправка
Главная
Прогнозы
Графики
Тренды
Все темы
Инвестиции
Недвижимость
Экономика
Бизнес
Комментарии
Авторы
Вход
Регистрация
НастройкиСправка
Avatar
Sigurd2012 Subscribers24
Прочее
Коллектив или стадо? О подмене понятий и вытекающей из этого тупости
В отечественном народном сознании «коллективизм» существует очень давно. Он появился гораздо раньше коммунистической пропаганды и уходит корнями в так называемый «общинный социализм», бытовавший у крепостных крестьян. Традиционно понятие «коллективизм» в нашей стране противопоставляется индивидуализму. Последний у нас принято считать идеологией «загнивающего капитализма», а значит – принципом глубоко ущербным и порочным. И вот тут происходит эпичная подмена понятий. На самом деле коллективизм – это всего лишь высшая форма индивидуализма.


Действительно, коллектив следует отличать от стада. А коллективное поведение – от стадного. И основополагающая разница заключается в том, знает ли данное общество, что человек прежде всего является личностью. Коллектив – это добровольное объединение личностей ради общего дела, выгодного каждому члену коллектива. А стадо – это сообщество индивидов, требующее «растворить» свою личность в некой безликой массе.

Чтобы состоять в коллективе, необходимо активизировать интеллект и отрешиться от эмоций. А стадо базируется на эмоциональных началах и требует подавления интеллекта. В стадо могут собираться и люди, и животные, однако составить коллектив могут только люди. Какие же признаки отличают стадо от коллектива?



«Две большие разницы»

1. Прежде всего вступить в коллектив можно лишь добровольно и сознательно. Каждый участник данного сообщества знает, для чего он в него вступает, чем занимается коллектив и какие выгоды это может принести участнику.

В стадо же вступают по принципу «все побежали, и я побежал». Здесь руководят иррациональные побуждения: стремление быть «как все», желание поступать так, как «принято». Стадо также может быть составлено путём насилия (например, полиция сгоняет граждан на официальную демонстрацию под дулами автоматов), а также посредством веры: каждый участник уверен, что участие в сообществе чудесным образом принесёт ему какие-то «ништяки», но реальную деятельность сообщества он при этом не изучает.

Например, коллектив возникает на предприятии, ведь деятельность предприятия каждому работнику приносит доход (в виде зарплаты, процентов и т. д.). А вот совокупность патриотов в тоталитарном государстве – это стадо.


2. Коллектив существует как временное явление, и это осознаётся его участниками. Рамки существования коллектива не всегда чётко определены; так, коллектив работников текстильной фабрики существует до тех пор, пока продукция предприятия пользуется спросом, а рабочие стабильно получают зарплату. Когда спрос на продукцию исчезает или на предприятии появляются какие-то нарушения, коллектив может прекратить существование (фабрика закроется, рабочих уволят или они сами уйдут на другие предприятия).

Стадо же осознаётся его участниками как постоянная формация. Нахождение в стаде и поддержание его существования расценивается как самоцель. Как правило, это не соответствует действительности: стадо тоже является временным явлением, и его внезапное расформирование повергает участников в шок. Так, в СССР пропаганда упорно твердила, что «советская власть незыблема», но в 1991 году коммунистическая империя прекратила своё существование; при этом убеждённые патриоты и коммунисты переживали это как вселенскую катастрофу.


3. Из любого коллектива возможен свободный выход, с сохранением хороших отношений с теми, кто остался. Например, работник может уволиться с завода, если его не устраивает зарплата; любой участник рок-группы может покинуть её в любой момент.

А вот выход из стада обычно затруднён, а иногда совершенно невозможен. Участника, покинувшего стадо, остальные его члены начинают клеймить как предателя, они могут начать ему мстить, оскорблять его или совершенно прекращают с ним контактировать. В любой религиозной секте, например, всё происходит именно так.


4. Каждый участник коллектива может пожертвовать каким-то небольшим благом ради общего дела, если в будущем общее дело принесёт ему гораздо большее благо. Например, три приятеля могут скинуться на бутылку пива, чтобы хорошо пообщаться и укрепить дружбу, обсудить какую-то важную проблему.

А вот жертвенность в стаде носит, скорее, ритуальный характер: от каждого члена стада требуется, чтобы он пожертвовал многим или вообще всем, при этом ничего реального взамен не предлагается. Почему я должен, «как и все вокруг», устраиваться на завод и работать на дядю за копейки, если я могу заниматься любимым делом и иметь с этого хороший доход?

5. В любом стаде существует вождь. А в любом коллективе вождя нет. Конечно, в коллективе обычно имеется лидер, руководитель, но его обязанности чисто организационные: он должен так наладить процесс работы, чтобы все участники коллектива получили то, ради чего они в него пришли. Доверие к лидеру в коллективе строится исключительно на интеллектуальных началах: все члены коллектива знают, что вот этот человек обладает хорошими организаторскими способностями, он специалист в заявленном деле и т. д. Лидер коллектива обычно выбирается на общем голосовании, притом на определённый срок. Если лидер не справляется со своими обязанностями, его смещают, а при необходимости применяют к нему и более суровые санкции.

Вождь в стаде иногда тоже выбирается на всеобщем голосовании, но даже в этом случае выборы носят эмоциональный характер. Вождь обычно имеет внешние признаки превосходства: высокий рост, большая физическая сила, громкий голос, наличие оружия и т. д. Доверие к вождю основывается на страхе, изумлении, обожествлении, а также на слепой вере в громогласные обещания.

Лидер коллектива имеет ограниченные полномочия и максимальную ответственность. Вождь в стаде обладает неограниченными полномочиями, он имеет право определять каждому участнику стада его роль и судьбу (например, любого из них может убить, изгнать, особо наградить и т. д.), при этом он не несёт никакой ответственности за свои действия.

Вождь стада может и не обладать внешними признаками превосходства, однако с помощью пропаганды он убеждает «овец», что эти признаки у него есть. Как в советское время изображали Ленина на плакатах и какими были его памятники? Его всегда изображали огромным, возвышающимся над всем миром, с огромной, властно вытянутой вперёд рукой и суровым, умным взором. В действительности Владимир Ленин был низкого роста, имел дефекты речи, в ранние годы был тихим, застенчивым и богобоязненным, а в зрелые годы жил в изгнании и большой нужде. Не менее величественно изображали и фигуру Сталина – при его невысоком росте, повреждённой руке, уголовно-бандитском прошлом и примитивном мышлении и характере.


Если бы в СССР был настоящий коллективизм, надобности в подобных изображениях бы не возникало: руководителей страны уважали бы просто за их общественно полезный труд, независимо от внешних признаков. Но общественно полезной их деятельность можно было назвать с большой натяжкой, поэтому имела место обычная стадность, которая и заставляла изображать «вождей» с гипертрофированными внешними данными.

И что в итоге?

Таким образом, коллектив строится на взаимном уважении, учитывании интересов каждого участника, равенстве и открытости. В коллективе все являются личностями. В стаде же статус полноценной личности имеют лишь несколько его членов, а именно вождь и его ближайшие соратники; а остальные – некий «расходный материал», который непонятно по какой причине должен исполнять те или иные обязанности и отдавать всего себя «общему делу». В коллективе дивиденды с общего дела распределяются между всеми участниками, а в стаде результаты «общего дела» по преимуществу достаются вождю и его окружению.

Получается, что в нашей стране настоящего коллективизма не существовало, а то, что этим словом называлось, представляло собой банальную стадность. И для того, чтобы сформировать истинное коллективное сознание, российскому обществу необходимо пройти через некий промежуточный этап – развить чувство индивидуальности. Каждый из нас должен научиться отстаивать свою свободу, защищать своё личное пространство, определять свои склонности, заниматься саморазвитием; и только после этого можно обмениваться личным опытом ради пресловутого «общего дела». Без этого мы так и останемся стадом тупых баранов под руководством циничных вождей-беспредельщиков.


Если вам понравилась статья, можете поддержать автора донатом (ссылка ниже). Ваша поддержка поможет создавать больше интересных (а главное - полезных!) статей.
18 Окт 2025 20:52
123
2
Комментарии (0)
Читайте так же в теме «Прочее»:
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаБизнесПрочее
Читать в Telegram