Login
СправкаГлавноеНовоеИзбранное
Комментарии
Приложения
НастройкиВходРегистрация
Avatar
legal Subscribers21
Экономика
Права граждан, расходы банков, эффективность борьбы с отмыванием: какова цена тотального контроля?
Банкам рекомендовано тщательнее проверять подозрительные операции клиентов с наличными.

Центральный банк рекомендовал кредитным организациям усилить контроль за операциями клиентов с наличностью. Соответствующие методические указания были подготовлены в рамках борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма.

В соответствии с Методическими рекомендациями Банка России по повышению внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов с наличными денежными средствами, утвержденными Банком России 09.09.2025 № 11-МР, контролю подлежат:

существенное увеличение доли наличных денежных средств, вносимых на счет клиентом — юридическим лицом или иностранной структурой без образования юридического лица, — по сравнению с его обычной банковской практикой;
внесение на счет наличных денежных средств, происхождение которых вызывает сомнения, в частности, непредставление клиентом достаточных подтверждений об их источнике, а также неспособность клиента обосновать их происхождение.

Благие цели и спорные методы: новые методические рекомендации Центробанка

При выявлении и анализе операций банкам необходимо дополнительно обращать внимание на следующие обстоятельства:

  • внесение клиентом — физическим лицом наличных денежных средств на свой счет (вклад) в размере, существенно превышающем его среднемесячный доход (при условии, что такая информация о доходе есть у кредитной организации, например, в рамках зарплатного проекта или со слов самого клиента);
  • внесение клиентом наличных денежных средств в кассу для последующего зачисления на свой счет в целях погашения кредита (займа) — если клиенту присвоен высокий уровень риска, а кредитная организация не располагает информацией о происхождении этих средств;
  • внесение третьим лицом наличных денежных средств на счет (вклад) клиента при отсутствии у кредитной организации сведений о наличии связи между ними (например, родственной);
  • покупку клиентом иностранной валюты за наличные средства, источник происхождения которых вызывает подозрения.

Если выявленные операции соответствуют критериям настоящих Методических рекомендаций, необходимо:

  • обеспечить повышенное внимание к клиенту и совершаемым им или в его интересах операциям;
  • провести углубленную проверку клиента, его деятельности, представителей, выгодоприобретателей и бенефициарного владельца;
  • проанализировать общедоступные сведения в сети «Интернет», включая активность клиента в социальных сетях, с целью отнесения его к определенным категориям. К таким категориям относятся, например, должностные лица федеральных органов власти, органов местного самоуправления, государственных корпораций, обладающие управленческими или распорядительными полномочиями, а также их окружение.

Несмотря на благие цели, методические рекомендации Центробанка обладают рядом существенных недостатков, главный из которых — расплывчатость и субъективность критериев.

Существенное превышение среднемесячного дохода. Понятие «существенное» не определено количественно: для одного банка это 3 дохода, для другого — 10. Кроме того, банк зачастую не располагает данными о доходе клиента, что делает этот критерий нерабочим во многих случаях. Ситуацию усугубляет возможность разовых поступлений (продажа имущества, наследство, возврат долга), которые могут в десятки раз превышать регулярный доход.

Отсутствие сведений о связи между лицами. Банк не может и не должен располагать исчерпывающей информацией о личных связях клиента.

Источник средств, вызывающий подозрения. Это крайне субъективный критерий, основанный на мнении конкретного сотрудника банка, которое может быть предвзятым или необоснованным.

Чем грозят новые правила ЦБ клиентам банков: риск произвола и дискриминации

Методические рекомендации фактически санкционируют тотальную слежку и закладывают правовую основу для злоупотреблений и нарушения прав граждан.

Повышенное внимание и углубленная проверка. Эти процедуры не регламентированы по срокам и объему. На практике это может вылиться в немотивированные блокировки счетов и бесконечные запросы документов, что напрямую подрывает принцип беспрепятственного распоряжения клиентов своими средствами.

Сбор и анализ данных из соцсетей. Рекомендация анализировать соцсети для определения принадлежности к должностным лицам размывает границы частной жизни. Это создает риски необоснованной дискриминации по профессиональному признаку и формирования «черных списков» на основе не действий клиента, а его формального статуса.

Реализация рекомендаций ЦБ создает значительное финансовое бремя для кредитных организаций. В частности, это потребует от них значительных затрат на найм и обучение дополнительного персонала, а также на разработку и внедрение дорогостоящего программного обеспечения.

При этом расплывчатые критерии приведут к нерациональному распределению ресурсов и повысят риск пропуска действительно подозрительных операций.

Фактически рекомендации меняют парадигму с «операция законна, пока не доказано обратное» на «операция подозрительна, пока клиент не докажет законность».

Источник: Кирпиков и партнеры
24 Сен 2025 08:35
974
4
Комментарии (1)
Светлана   24 Сен 09:09
Спасибо за информацию.
Like0
Читайте также
Loading...
Перейти в тему:
ИнвестицииНедвижимостьЭкономикаБизнесПрочее
Читать в Telegram