![]() |
|
История |
Как менялось отношение людей к собственным детям
Историю человечества можно рассматривать сквозь разные призмы. Мы знаем историю войн, историю династий, историю религий, историю этносов и отдельных людей. Но что если сфокусировать внимание на том, как менялось отношение людей к собственным детям.
Начнём с того, что в разных культурах по разному трактуется сам момент превращения в человека
В христианстве человек начинается с момента зачатия. Именно христианство (наравне с античной философией) оказало огромное влияние на европейскую культуру и провозгласило ценность каждой человеческой жизни от зачатия. На деле, конечно, дети очень долго оставались едва ли не самыми уязвимыми и бесправными членами общества. Вплоть до понятия о "правах ребёнка" дети считались просто маленькими взрослыми и работать начинали сразу, как только могли выполнять поручения.

Детский труд в шахтах или в ужасных душных цехах хорошо описан Диккенсом

Никого это до поры не смущало
Наоборот, считалось удобным использовать детей там, где взрослому было бы трудно согнуться. Где требовался маленький рост.
В так называемых традиционных культурах народов Америки и Африки новорожденный ЕЩЁ человеком не считался.
До тех пор пока не получал имя. А имя, в свою очередь, давалось, когда проявлялись черты личности. Отсюда характерные имена, типа "Быстроногий Олень" или "Свет утренней зари" но бывало и просто "Третий ребёнок"
Имён могло быть больше чем одно. В каждый период жизни человек как бы умирал и рождался вновь. В традиционных культурах время циклично и прерывисто.
Но даже наличие имени ещё не означало полного набора прав. Подрастающего человека ожидал обряд инициации с серьёзными испытаниями и передачей сакральных знаний.
Что значит сакральных? Миф, который исповедует племя, где новому члену популярно объяснялось, кто он и как явился в мир. И откуда вообще взялся сам мир и как дошёл до той самой точки, где предстоит жить этому самому новому человеку. То есть человеку давали смысл.
Смысл этот был незыблем и непоколебим.
Никаких вопросов, сомнений, (не дай бог отречений от веры дедов) не приветствовалось. И всеми правами человека обладал лишь тот, кто во-первых достиг половой зрелости, во-вторых впитал картину мира своего племени или народа.
Впервые мысль о том, что дети нуждаются в особом бережном отношении пришла к человечеству только в 19 веке. То есть совершенно недавно в ракурсе глобальной истории. Всего каких-то 200 лет назад.
В 1802 году появляется новый закон об охране здоровья и нравственности учеников (Health and Morals of Apprentices Act). Закон был направлен на улучшение условий труда детей, работающих на хлопковых фабриках. Он ограничивал рабочий день 12 часами, требовал предоставления образования и улучшения санитарных условий.
1819 год: Закон о фабриках (Factory Act). Закон запрещал труд детей младше 9 лет на хлопковых фабриках и ограничивал рабочий день для детей от 9 до 16 лет!!!
1833 год: Закон о фабриках усовершенствован. Новый вариант ввел должность фабричных инспекторов для обеспечения соблюдения законодательства. То есть речь уже шла о контроле над исполнением. Закон также ограничивал рабочий день для детей от 9 до 13 лет уже до 8 часов. А для подростков от 13 до 18 лет - до 12 часов. Было также введено обязательное образование по 2 часа в день!
Медленно, но всё же общество осознавало простую мысль, что ребёнок имеет потребности отличные от взрослого, что бить детей нехорошо и даже задумались о создании комфортной среды, где дети могли бы играть в безопасности.
Фридрих Фрёбель в 1837 году открывает "Учреждение для занятия детей" в Бад-Бланкенбурге, которое позже назвал "детским садом" ("Kindergarten")

А Эрнст Вебер в начале 1880-х придумал "Народные игровые площадки" в Берлине. Они были предназначены для детей из бедных семей, у которых не было других мест для игр.
В США движение за создание детских площадок началось примерно в то же время.
В 1885-м в Бостоне была создана первая "Песочница". Дети были в восторге и количество песочниц быстро росло.

Первые детские площадки в СССР появились в 1920-х годах.
Плюс/минус процесс шёл везде одинаково. С появлением национальных государств встаёт вопрос организованного детства. А свободный рынок внёс свою лепту в виде массы полезных штучек для комфортного родительства: коляски, подгузники, игрушки, пособия на детей, детские психологи. Нам всем очень повезло жить в прекрасную эру детства так что многим даже не хочется взрослеть.
Именно отношение к детям и старикам характеризует уровень цивилизованности общества!

Начнём с того, что в разных культурах по разному трактуется сам момент превращения в человека
В христианстве человек начинается с момента зачатия. Именно христианство (наравне с античной философией) оказало огромное влияние на европейскую культуру и провозгласило ценность каждой человеческой жизни от зачатия. На деле, конечно, дети очень долго оставались едва ли не самыми уязвимыми и бесправными членами общества. Вплоть до понятия о "правах ребёнка" дети считались просто маленькими взрослыми и работать начинали сразу, как только могли выполнять поручения.
Детский труд в шахтах или в ужасных душных цехах хорошо описан Диккенсом
Никого это до поры не смущало
Наоборот, считалось удобным использовать детей там, где взрослому было бы трудно согнуться. Где требовался маленький рост.
В так называемых традиционных культурах народов Америки и Африки новорожденный ЕЩЁ человеком не считался.
До тех пор пока не получал имя. А имя, в свою очередь, давалось, когда проявлялись черты личности. Отсюда характерные имена, типа "Быстроногий Олень" или "Свет утренней зари" но бывало и просто "Третий ребёнок"
Имён могло быть больше чем одно. В каждый период жизни человек как бы умирал и рождался вновь. В традиционных культурах время циклично и прерывисто.
Но даже наличие имени ещё не означало полного набора прав. Подрастающего человека ожидал обряд инициации с серьёзными испытаниями и передачей сакральных знаний.
Что значит сакральных? Миф, который исповедует племя, где новому члену популярно объяснялось, кто он и как явился в мир. И откуда вообще взялся сам мир и как дошёл до той самой точки, где предстоит жить этому самому новому человеку. То есть человеку давали смысл.
Смысл этот был незыблем и непоколебим.
Никаких вопросов, сомнений, (не дай бог отречений от веры дедов) не приветствовалось. И всеми правами человека обладал лишь тот, кто во-первых достиг половой зрелости, во-вторых впитал картину мира своего племени или народа.
Впервые мысль о том, что дети нуждаются в особом бережном отношении пришла к человечеству только в 19 веке. То есть совершенно недавно в ракурсе глобальной истории. Всего каких-то 200 лет назад.
В 1802 году появляется новый закон об охране здоровья и нравственности учеников (Health and Morals of Apprentices Act). Закон был направлен на улучшение условий труда детей, работающих на хлопковых фабриках. Он ограничивал рабочий день 12 часами, требовал предоставления образования и улучшения санитарных условий.
1819 год: Закон о фабриках (Factory Act). Закон запрещал труд детей младше 9 лет на хлопковых фабриках и ограничивал рабочий день для детей от 9 до 16 лет!!!
1833 год: Закон о фабриках усовершенствован. Новый вариант ввел должность фабричных инспекторов для обеспечения соблюдения законодательства. То есть речь уже шла о контроле над исполнением. Закон также ограничивал рабочий день для детей от 9 до 13 лет уже до 8 часов. А для подростков от 13 до 18 лет - до 12 часов. Было также введено обязательное образование по 2 часа в день!
Медленно, но всё же общество осознавало простую мысль, что ребёнок имеет потребности отличные от взрослого, что бить детей нехорошо и даже задумались о создании комфортной среды, где дети могли бы играть в безопасности.
Фридрих Фрёбель в 1837 году открывает "Учреждение для занятия детей" в Бад-Бланкенбурге, которое позже назвал "детским садом" ("Kindergarten")
А Эрнст Вебер в начале 1880-х придумал "Народные игровые площадки" в Берлине. Они были предназначены для детей из бедных семей, у которых не было других мест для игр.
В США движение за создание детских площадок началось примерно в то же время.
В 1885-м в Бостоне была создана первая "Песочница". Дети были в восторге и количество песочниц быстро росло.
Первые детские площадки в СССР появились в 1920-х годах.
Плюс/минус процесс шёл везде одинаково. С появлением национальных государств встаёт вопрос организованного детства. А свободный рынок внёс свою лепту в виде массы полезных штучек для комфортного родительства: коляски, подгузники, игрушки, пособия на детей, детские психологи. Нам всем очень повезло жить в прекрасную эру детства так что многим даже не хочется взрослеть.
Именно отношение к детям и старикам характеризует уровень цивилизованности общества!
18 Авг 2025 15:17 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (5)
18 Авг 15:22 |
Да, об отношении общества к старикам и детям еще Горький говорил.
|
18 Авг 15:42 |
Стоит об этом помнить!
|
18 Авг 15:47 |
Воспитание в первую очередь идёт из семьи, далее как сложится. Если дитя с детсва приучили помогать взрослым, то и выростит человеком. Хотя нынешнее цивилизованное общество это не то что в СССР. Моё мнение.
|
18 Авг 17:00 |
Речь здесь о том, что дети нуждаются не только в трудовом воспитании🙂
|
21 Авг 00:07 |
Интересно, благодарю!
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также

Перейти в тему: