|
|
Прочее |
Восток и Запад в науке и искусстве
Запад сделал стремительный рывок в XVI веке, обогнав все остальные регионы. Почему Китай и мусульманский Восток, лидеры в науке и технике на протяжении большей части Средневековья, внезапно начали терять свои позиции, когда христианская Европа вступила в эпоху Возрождения? Почему цивилизация Китая, проявившая творческую активность задолго до Запада, не совершила революцию в научном знании? Вопросов много.
Несмотря на культурную и научную развитость, китайцы даже в период своего наивысшего расцвета не смогли открыть научную основу линейной перспективы. А это важный момент, поскольку она произвела фундаментальные изменения и в искусстве, и в науке, и в практической деятельности.
Западная цивилизация во многом обязана античной науке и геометрии. Греческие математики Евклид и Птолемей доказали, что световые лучи сходятся на поверхности глаза в конус, и, следовательно, изображение на плоскости должно соответствовать строгим геометрическим принципам.
Наследие классической оптики было возрождено арабами из знаний Римской империи. Выдающиеся ученые Альгазен и Авиценна значительно расширили научные знания, по сравнению с Евклидом, Птолемеем и Галеном. Однако в мусульманском мире эти открытия не нашли применения в искусстве, поскольку ислам запрещал фигуративное изображение как нарушение божественного замысла. Восточное искусство создавалось для удовлетворения нужд высшего сословия и должно было апеллировать к чувствам, а не к рациональному мышлению.
Уходя из Испании и Сицилии к XII веку, арабы передали европейцам научные тексты Аристотеля, Евклида, Галена и других авторитетных античных ученых, математиков и исследователей природы, снабженные арабскими дополнениями. Запад не отверг наследие, многочисленные монахи-переписчики начали переводить все на латынь.
Христианство с особой настойчивостью стремилась подчинить себе все достижения человеческого разума. Церковные деятели старались использовать науку для укрепления религиозных догм. Но строгий церковный надзор дал обратный результат. Началось стремительное развитие искусства и науки. Роджер Бэкон, францисканский монах XIII века решил использовать геометрию в изобразительном искусстве для распространения церковных догм. Он обучал группу художников во главе с выдающимся мастером Джотто использовать геометрическую оптику для создания библейских сцен на полотнах с максимальной реалистичностью для зрителя. Он рекомендовал изучать "Начала" Евклида не менее тщательно, чем труды церковных отцов. Дал толчок, сам того не понимая, развитию научной жизни вне церкви.
Человечество стало свидетелем беспрецедентного проникновения математики в самые разные сферы общественной жизни. Даже представление о Боге претерпело изменения. Его начали изображать как великого Творца, создавшего мироздание на основе математических формул. Главным центром распространения этих идей стала Флоренция, где была изобретена система двойной бухгалтерии. Этот новаторский подход не только улучшил методы расчетов, но и открыл предпринимателям новые возможности для эффективного управления капиталом и его выгодного оборота. Также были созданы новые методы картографии для торговых путей в Средиземном море, что позволило существенно сократить риски убытков. Появление механических часов привнесло точность и порядок в трудовой день. В земледелии зародились новые подходы: зерно стали засевать на геометрически выверенных участках, что заметно повышало урожайность. И на этом достижения эпохи не заканчивались – примеров множество.
Интересно, что ни в Китае, ни в странах исламского мира математика в то время не достигла такого всеобъемлющего применения для решения практических задач. Один из ярких примеров западного прогресса – открытие принципа линейной перспективы. Оно помогло разработать систему долготы и широты для картографического изображения земной поверхности.
Америку открыл Запад, а ведь уровень навигационных технологий китайцев и арабов вполне был сопоставим с европейскими достижениями. Но у них не появился свой Колумб. Причина крылась в разделе культуры и религии с законами природы и наукой. Все раздельно, со своими границами и без соприкосновения.
Книгопечатание существовало в Китае давно, возникло раньше европейского. Но именно европейская цивилизация с линейной перспективой изображений заложила фундамент настоящей революции в области массовой коммуникации. Роль иллюстрированных учебников оказалась ключевой для развития европейской культуры XVI века: они дали возможность значительно большему числу людей освоить основы науки и искусства. Спустя всего столетие в Европе появился Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон и Линней.
02 Авг 2025 14:54 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (8)
02 Авг 21:01 |
Спасибо, интересно!
|
03 Авг 10:02 |
|
03 Авг 03:22 |
С удовольствием почитал.
|
03 Авг 10:02 |
|
03 Авг 10:32 |
да, фавориты меняются со временем
|
05 Авг 12:04 |
|
04 Авг 20:18 |
👍👍👍
|
05 Авг 12:04 |
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также

Перейти в тему: