|
|
Экономика |
«Таблетка под запретом»: За руль после анальгина — без прав?
В России готовится законодательная инициатива, которая может в корне изменить представления о «трезвом вождении». Речь идет не только о традиционном алкоголе, но и о привычных таблетках из домашней аптечки. В Госдуме и экспертных кругах всерьез обсуждают создание федерального списка лекарств, за прием которых будут лишать водительских прав. Чем грозит такая мера рядовому автолюбителю и где та грань, за которой лечение становится правонарушением?
Источник фото: freepik.com
От идеи к реальности: что известно?
Инициатива не нова — она витает в воздухе последние несколько лет, но сейчас, судя по всему, получает новый импульс. Предполагается создать и законодательно утвердить перечень лекарственных средств, которые оказывают влияние на психику и когнитивные функции человека: внимание, скорость реакции, координацию.
Речь идет о препаратах, которые содержат психоактивные или сильнодействующие вещества. В «черный список», с высокой долей вероятности, попадут:
По сути, власти хотят приравнять управление автомобилем после приема таких лекарств к вождению в состоянии опьянения. Наказание, соответственно, будет тем же: крупный штраф (30 000 рублей) и лишение прав на срок до 2 лет.
Проблема без простых решений: где подвох?
На первый взгляд, инициатива кажется логичной и направленной на безопасность. Действительно, сел за руль после таблетки, вызывающей сонливость, — стал потенциальным источником опасности на дороге. Однако за этим скрывается целый клубок сложных вопросов, на которые у регуляторов пока нет четких ответов.
1. Порог допустимости. Как доказать, что водитель принял таблетку именно для того, чтобы сесть за руль в неадекватном состоянии? Алкогольное опьянение определяется выдыхаемым воздухом и анализом крови. А как быть с лекарствами? Их следы в крови могут оставаться днями, а то и неделями (например, некоторые антидепрессанты). Получается, человек, который пролечился курсом и чувствует себя прекрасно, формально все еще будет «под воздействием»? Будет ли учитываться дозировка? Прием одной таблетки супрастина от аллергии и ежедневный прием рецептурного психотропного средства — это две огромные разницы.
2. Врачебная тайна и ответственность врача. Встает вопрос о роли медиков. Должен ли врач, выписывающий рецепт на такой препарат, предупреждать пациента о запрете на вождение и нести за это ответственность? Будет ли создана какая-то федеральная база, куда будут вноситься все, кому выписаны «запрещенные» лекарства? Это прямое вторжение в медицинскую тайну и личное пространство граждан.
3. Список «на вырост». Главный страх обывателя — что в список попадут безрецептурные и массово применяемые средства. Например, корвалол или валокордин (содержат фенобарбитал), некоторые виды капель от насморка, влияющие на давление, или даже «безобидные» средства от укачивания. Опростоволоситься и лишиться прав из-за такой мелочи — кошмарный сон для любого водителя.
4. Социальный аспект. Многие люди с хроническими заболеваниями (панические атаки, депрессия, тяжелые формы аллергии) вынуждены постоянно принимать препараты из группы риска. Получается, закон может поставить их перед выбором: либо нормальное качество жизни, либо право управлять автомобилем. Это серьезное ограничение прав целой социальной группы.
Что делать нам, простым водителям?
Пока законопроект не принят, паниковать рано. Но уже сейчас есть смысл выработать у себя несколько простых и полезных привычек:
Вывод: благие намерения и суровая реальность
Идея повысить безопасность на дорогах за счет контроля над лекарственными средствами — правильная. Но ее реализация требует не кавалерийского наскока, а ювелирной, взвешенной работы юристов, медиков и технологов.
Нужны четкие, научно обоснованные методы определения степени воздействия, ясные и справедливые критерии наказания и, что самое важное, — масштабная разъяснительная кампания. В противном случае, мы получим еще один репрессивный инструмент, который будет бить по тем, кто не хотел нарушать закон, а просто лечился.
От идеи к реальности: что известно?
Инициатива не нова — она витает в воздухе последние несколько лет, но сейчас, судя по всему, получает новый импульс. Предполагается создать и законодательно утвердить перечень лекарственных средств, которые оказывают влияние на психику и когнитивные функции человека: внимание, скорость реакции, координацию.
Речь идет о препаратах, которые содержат психоактивные или сильнодействующие вещества. В «черный список», с высокой долей вероятности, попадут:
- Сильнодействующие анальгетики (на основе трамадола, кодеина — например, распространенные «от боли в спине»).
- Транквилизаторы и седативные средства (феназепам, реланиум, диазепам).
- Снотворные различного спектра действия.
- Антидепрессанты некоторых групп.
- Нейролептики.
- Антигистаминные препараты первого поколения (такие как димедрол, супрастин, тавегил, которые вызывают выраженную сонливость).
- Некоторые миорелаксанты и противопаркинсонические средства.
По сути, власти хотят приравнять управление автомобилем после приема таких лекарств к вождению в состоянии опьянения. Наказание, соответственно, будет тем же: крупный штраф (30 000 рублей) и лишение прав на срок до 2 лет.
Проблема без простых решений: где подвох?
На первый взгляд, инициатива кажется логичной и направленной на безопасность. Действительно, сел за руль после таблетки, вызывающей сонливость, — стал потенциальным источником опасности на дороге. Однако за этим скрывается целый клубок сложных вопросов, на которые у регуляторов пока нет четких ответов.
1. Порог допустимости. Как доказать, что водитель принял таблетку именно для того, чтобы сесть за руль в неадекватном состоянии? Алкогольное опьянение определяется выдыхаемым воздухом и анализом крови. А как быть с лекарствами? Их следы в крови могут оставаться днями, а то и неделями (например, некоторые антидепрессанты). Получается, человек, который пролечился курсом и чувствует себя прекрасно, формально все еще будет «под воздействием»? Будет ли учитываться дозировка? Прием одной таблетки супрастина от аллергии и ежедневный прием рецептурного психотропного средства — это две огромные разницы.
2. Врачебная тайна и ответственность врача. Встает вопрос о роли медиков. Должен ли врач, выписывающий рецепт на такой препарат, предупреждать пациента о запрете на вождение и нести за это ответственность? Будет ли создана какая-то федеральная база, куда будут вноситься все, кому выписаны «запрещенные» лекарства? Это прямое вторжение в медицинскую тайну и личное пространство граждан.
3. Список «на вырост». Главный страх обывателя — что в список попадут безрецептурные и массово применяемые средства. Например, корвалол или валокордин (содержат фенобарбитал), некоторые виды капель от насморка, влияющие на давление, или даже «безобидные» средства от укачивания. Опростоволоситься и лишиться прав из-за такой мелочи — кошмарный сон для любого водителя.
4. Социальный аспект. Многие люди с хроническими заболеваниями (панические атаки, депрессия, тяжелые формы аллергии) вынуждены постоянно принимать препараты из группы риска. Получается, закон может поставить их перед выбором: либо нормальное качество жизни, либо право управлять автомобилем. Это серьезное ограничение прав целой социальной группы.
Что делать нам, простым водителям?
Пока законопроект не принят, паниковать рано. Но уже сейчас есть смысл выработать у себя несколько простых и полезных привычек:
- Внимательно читать аннотацию. Раздел «Влияние на способность управлять транспортными средствами» есть в инструкции к любому препарату. Если там указано «с осторожностью» или «не рекомендуется», — это прямое предупреждение.
- Консультироваться с врачом. При получении рецепта прямо спрашивайте: «Совместим ли этот препарат с вождением автомобиля?»
- Изучать состав. Даже если вы покупаете что-то без рецепта, взгляните на активные компоненты. Наличие кодеина, фенобарбитала или мощных антигистаминных средств — красный флажок.
- Выдерживать паузу. Если вам пришлось принять сильнодействующее лекарство, от поездок за рулем лучше воздержаться как минимум на 24 часа, а в идеале — на весь период лечения.
Вывод: благие намерения и суровая реальность
Идея повысить безопасность на дорогах за счет контроля над лекарственными средствами — правильная. Но ее реализация требует не кавалерийского наскока, а ювелирной, взвешенной работы юристов, медиков и технологов.
Нужны четкие, научно обоснованные методы определения степени воздействия, ясные и справедливые критерии наказания и, что самое важное, — масштабная разъяснительная кампания. В противном случае, мы получим еще один репрессивный инструмент, который будет бить по тем, кто не хотел нарушать закон, а просто лечился.
19 Окт 2025 07:39 |
|
|
+100 ₽ |
|
Комментарии (0)
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
🙂
😂
🙁
🤬
😮
🙄
🤢
😜
😛
👀
🧡
💋
👍
👎
👉
👈
🙏
👋
🤝
📈
📉
💎
🏆
💰
💥
🚀
⚡
🔥
🎁
🌞
🌼
←
→
Читайте также

Перейти в тему: